Дмитров — древнейший подмосковный город, расположенный на берегу р. Яхромы, в 60 км на север от Москвы, основан в 1154 г. Юрием Долгоруким и назван им в честь своего сына Дмитрия.
Уже в первые десятилетия своего существования город быстро растет и в 1181 г. в летописи упоминают о нем как об укрепленном форпосте Владимиро-Суздальского княжества, в которое он входил. Потом Дмитров принадлежал князьям Галицким.
В XIV в. Москва отбирает Дмитров, и после этого он приобретает большое значение торгового города, расположенного на путях из центра страны на север и в Западную Европу — через речные пути к Ладожскому озеру.
Расцвет Дмитрова относится к концу XV — первой половине XVI в., когда в княжение сына Ивана III Юрия Ивановича (1504—1533) строится выдающееся сооружение московской школы древнерусского зодчества — Успенский собор в дмитровском кремле, сохранившийся до нашего времени.
Хорошо сохранились в дмитровском кремле земляные валы, сооруженные при основании города; они имеют высоту до 13 м, окружность — около 1 км. С востока кремль выходил к реке, а с других сторон был окружен искусственным рвом, следы которого местами сохранились до наших дней.
Дмитровский кремль имел не каменные стены и башни, а деревянные; теперь от них нет никаких следов. Известно, что этот кремль в древности имел два въезда — с северо-востока от р. Яхромы и с юго-запада по направлению к старинному сохранившемуся до сих пор Борисоглебскому монастырю.
Очень высокие редкие по сохранности валы древнего Дмитрова и сейчас производят сильное впечатление. Хотя они и похожи на первоначальные земляные укрепления многих старинных городов Подмосковья, однако земляному кремлю Дмитрова присущ свой неповторимый облик; он как бы хранит в эпическом силуэте могучих крепостных валов, вырисовывающихся в тихие вечерние сумерки, многовековую историю родного города.
Расположенный в дмитровском кремле Успенский собор (1509—1523) — древнейшее монументальное сооружение. Созданный талантливым безвестным зодчим, он выделяется изысканностью и удивительной пропорциональностью своих членений и общего объема из всех подобных сооружений своего времени. План и объемное построение собора традиционны — это четырехстолпный пятиглавый храм с тремя гранеными снаружи апсидами.
Храм стоит на высоком подклете и первоначально имел позакомарное покрытие, замененное позднее четырехскатной кровлей. В 1624—1632 гг. собор был окружен с трех сторон галереей, в 1841 г. появилась крытая сохранившаяся до наших дней двухэтажная обходная галерея, выполненная в псевдоготическом стиле, не гармонирующая с обликом древнего храма, а с западной стороны возведена маловыразительная по своей архитектуре колокольня.
Окруженный позднейшими обстройками храм в своей верхней части более сохранил первоначальные формы. Чтобы теперь воссоздать его первоначальный облик, надо мысленно отбросить все обстройки здания, представить себе широкие лестницы, подводившие к трем входам в храм с их замечательными порталами; приставные колонки порталов имеют своеобразные белокаменные капители «снопики».
Фасады собора четко и геометрически правильно расчленены лопатками, а горизонтальный пояс отделяет прекрасно прорисованные закомарные полукружия. Все детали фасадов имеют крупный рельеф, сильная пластика вообще свойственна этому замечательному сооружению. Детали выполнены с большим мастерством, а особым изяществом отличаются членения своеобразных многогранных апсид храма. Примечательностью Успенского собора являются круглые окна-люкарны, расположенные группами по четыре в каждом закомарном полукружии.
Неповторимую особенность собору придают имеющиеся на фасадах крупные цветные керамические вставки. Две из них расположены в центральных закомарных полукружиях северного и южного фасадов; они выполнены из поливных изразцов в форме крупных киотов с килевидными завершениями. Барельефное изображение распятия на северном фасаде обрамлено декоративным рельефным рисунком «вязью», а на южном фасаде — изображение- распятия обрамляет рамка из двух тонких жгутов (на середине высоты они имеют дыньки — перехваты), которая как бы имитирует декоративный портал.
Уникальна во всем древнем русском зодчестве третья декоративная вставка фасада собора; она закрыта позднейшими пристройками и находится на его южной стене — в интерьере крытой галереи, восточнее южного древнего портала. Это декоративное изразцовое панно выполнено в виде огромного круга (диаметром около 3 м) с барельефным изображением Георгия Победоносца. Барельеф окружает декоративный пояс с уступчатым узором контура. Изображение всадника на коне, поражающего копьем змеяг исполнено в теплой мажорной гамме, удивительно красочно, обладает высокими художественными достоинствами.
Успенский собор в Дмитрове, безусловно, является ценнейшим памятником архитектуры города и редким по совершенству произведением древнерусской архитектуры начала XVI в.
Многие исследователи находят и отмечают общность Успенского собора в Дмитрове с Архангельским собором в Московском Кремле. Действительно, в этих двух сооружениях есть черты и особенности, роднящие их, хотя Архангельский собор выполнен с царственной роскошью, а Успенский собор — более скромно. И тот и другой отличаются удивительной аристократичностью облика, но Успенский собор богаче русскими национальными чертами.
Земляной кремль в Дмитрове — редкий и великолепный памятник древнего русского военно-инженерного искусства. Высокие валы кремля с виднеющейся над ними верхней частью Успенского собора оставляют неизгладимое впечатление.
Крупный и интересный архитектурный комплекс представляет собой ансамбль Борисоглебского монастыря в Дмитрове. Нет точных сведений о времени основания монастыря, но есть предположение о том, что он возник в XII в., а первое из сохранившихся письменных упоминаний о нем встречается в 1472 г. в духовной грамоте князя Юрия Васильевича.
Одноглавый собор Борисоглебского монастыря — древнейшее сооружение всего ансамбля — производит сильное впечатление лаконичностью и простотой архитектуры, мощью кирпичных стен. Собор построен в 1537 г. и за время своего существования претерпел некоторые изменения: в 1593 г. его скрепили железными связями, в 1610 г. во время польско-шведской интервенции храм пострадал от набегов Сапеги и был восстановлен лишь спустя 10 лет. Пожар 1672 г. также нанес зданию большой ущерб и в 1680 г. его вновь восстанавливали.
Был период (XVII— XVIII вв.), когда храм имел пять глав, но в 1778 г. четыре главы были разобраны и собор опять приобрел первоначальный вид — стал одноглавым.
В 1656 г. к собору был пристроен выполненный в характерных формах русской архитектуры XVII в. Алексеевский придел в виде небольшого кубического объема с тонкой шеей главы и декоративными закомарами.
Невысокая монастырская стена с угловыми башенками, воротами и миниатюрным одноглавым надвратным храмом была возведена около 1687 г. Известно, что в 70-е годы XVIII в. обветшавшие постройки монастыря подновлялись, а частично и перестраивались. Несмотря на подновления и перестройки, ансамбль Борисоглебского монастыря и в настоящее время производит большое впечатление соразмерностью составляющих его сооружений, особым, присущим ему, камерным характером архитектурного облика.
В конце XVII в., когда главный торговый путь от Москвы на север стал пролегать через Ярославль, Вологду, Тотьму, Великий Устюг, а Дмитров остался в стороне от него, этот город теряет былое значение.
Выстроенная во второй половине XVIII в. в стиле барокко Никитская церковь по своему объемному построению — типичное сооружение своего времени: на четверик храма поставлен крупный восьмигранный объем, перекрытый куполом с люкарнами и завершенный небольшим барабаном с главой. С западной стороны к храму примыкает трапезная часть с двухъярусной колокольней. Традиционное построение дополняется характерным декоративным убранством фасадов храма, расчлененных плоскими пилястрами. Наличники окон развивают мотивы убранства построек Петербурга петровского времени, равно как и многочисленные раскреповки пилястр в карнизах.
В конце XVIII в. в Заречной слободе возникли интереснейшие сооружения, которые являются сейчас ценными памятниками архитектуры города. Здесь был в то время выстроен дом купцов Тугариновых, а вблизи его возведен замечательный Введенский храм, вероятно, построенный в одно время с домом богатейших местных купцов.
Дом Тугариновых полностью утратил первоначальные интерьеры но внешний облик здания и сейчас производит сильное впечатление своими пропорциями, изящными деталями фасадов, простотой и величественностью архитектурного облика. Дом построен в стиле который можно назвать переходным от барокко к классицизму (в столицах D этом стиле уже было к этому времени немало построек, но в небольшом уездном городе, каким был Дмитров в таком стиле только начинали строить).
Простой прямоугольный объем двухэтажного дома выступает на красную линию улицы. Повышенный второй этаж при достатоно развитом в высоту первом этаже придает зданию парадность в представительность. Главный фасад четко расчленен широкими пилястрами ионического ордера, а центральная часть в три окна—незначительно раскреповывается и выступает вперед, придавая пластичность фасаду.
Развитой венчающий карниз дома в общей композиции хорошо уравновешивается вертикалями пилястр, которые составляют основу построения фасада. Прекрасные по рисунку и пропорциям наличники окон дополняют архитектуру дома Тугариновых — редкого в подмосковных городах памятника гражданской архитектуры конца XVIII в., обладающего к тому же художественными достоинствами.
Храм Введения (1776 г.) — великолепный памятник культового зодчества конца XVIII в. Храм выполнен в форме двухсветного вытянутого вверх четверика, который переходит в восьмерик, увенчанный восьмигранный куполом и четырьмя круглыми окнами — локарнами; купол, поднятый на большую высоту, увенчан небольшим четвериком, у которого глава «с перехватом» в стиле барокко.
Примыкающая с запада низкая трапезная часть заканчивается высокой, стройной четырехъярусной колокольней. Необычайно высокое расположение восьмерика — особенность построения этого храма — вызвало своеобразное конструктивное выполнение и композиционное решение фасадов. Переход от четверика (основного объема) к находящемуся над ним восьмерику оформлен разорванными фронтонами фасадов, образующими наклонные диагональные скаты, которые создают переход от одной архитектурной формы к другой.
Храм Введения в Заречной слободе выполнен большим мастером, который умело и гармонично расположил прекрасные детали иа фасадах, подчеркнув тем выразительность и масштабность архитектурных масс здания. Великолепные капители пилястр, барочные наличники окон и оригинальное по композиции завершение грациозного купола дополняют убранство храма.
Выстроенный в стиле русского барокко этот храм при общем традиционном построении имеет удивительную стройность стремящихся ввысь ярусов; объему сооружения присуща особая художественная утонченность пропорционального строя, которая как бы перекликается с изяществом древнего Успенского собора в дмитровском кремле.
Значительную художественную ценность в храме Введения представляет иконостас, сохранившийся со времени постройки самого храма.
В 1801 г. в городе была выстроена Тихвинская церковь в виде высокого трехсветного объема, завершенного куполом с люкарнами и несколько необычным, вытянуть вверх, двухъярусный завершением — основанием главки. С востока к церкви примыкает двухсветная алтарная пристройка, а с запада — высокий объем трапезной части и колокольня. Особенно пластичным выглядит верхний ярус колокольни Тихвинской церкви — характерного сооружения стиля русского барокко, с большим запозданием проявившегося и в архитектуре г. Дмитрова.
Кроме того, в этом городе сохранились деревянные жилые дома XIX в., среди которых есть здания, представляющие художественный интерес. Например, деревянный особняк, в котором теперь располагается датская музыкальная школа, выстроенный в стиле русского классицизма; скромный по размерам этот дом с деревянными колоннами портика имеет хорошие пропорции и передает характер архитектуры своего времени.