Главная » Москва » Московские усадьбы » Усадьба Вороново

📑 Усадьба Вороново

Первым известным владельцем Воронова был А.И. Воронов-Волынский. Род Волынских берет свое начало от литовского князя, героя Куликовской битвы Д.М. Боброка-Волынского.

Один из потомков Боброка, служивший при дворе Ивана III, М.Г. Волынский, получил прозвище Вороной, а его потомки стали именоваться Вороновыми-Волынскими. Внук Вороного и был первым владельцем поместья.

При нем на рубеже XVI—XVII веков в Воронове уже существовал «двор вотчинников» и вдобавок «два двора людских да крестьянских и бобыльских шестнадцать дворов».

Дочь А.И. Воронова, М.А. Булгакова, в духовном завещании отказала Вороново Троице-Сергиевому монастырю, но в 1642 году по челобитью окольничего Ф.В. Воронова-Волынского родовая вотчина была ему возвращена.

Усадьба Вороново

В начале XVIII века разросшаяся усадьба включала в себя помимо двора вотчинника еще и церковь Спаса Нерукотворного, а также скотный и конюшенный дворы.

Во владении рода Волынских вотчина находилась до первой трети XVIII века. Последним хозяином Воронова из рода Волынских был известный государственный деятель Артемий Петрович Волынский (1689—1740). В 1738 году он стал кабинет-министром в правительстве императрицы Анны Иоанновны. Вступив в жестокий конфликт со всесильным фаворитом Бироном, Волынский в результате интриг последнего был казнен, а все его владения были конфискованы в казну.

Через два года в опалу попал уже Бирон, а новая императрица Елизавета Петровна вернула семейству А.П. Волынского все конфискованное. Дочь казненного вельможи М.А. Волынская (1725—1792) вышла замуж за генерал-поручика графа И.И. Воронцова (1719—1786). Вскоре после женитьбы он вышел в отставку, и молодая чета принялась за обустройство дедовских владений. Для создания усадьбы был приглашен известный в ту пору архитектор К.И. Бланк, чья деятельность в основном связана с Москвой и ее окрестностями.

Стараниями К.И. Бланка в Воронове был создан один из красивейших в Подмосковье усадебных ансамблей. Впоследствии он был значительно реконструирован. Сегодня от творений К.И. Бланка в Воронове сохранились Спасская церковь — яркий памятников русского барокко, парк — один из самых красивых в Подмосковье, и стоящий поодаль от главного дома, на берегу большого пруда двухэтажный Голландский домик — редкий образец парковой постройки, характерный скорее для петровских времен. С торцов он украшен высокими затейливыми фронтонами, декоративными вазами и другими деталями, что делает его весьма оригинальным и редким произведением в русской архитектуре.

По фамилии нового владельца усадьбы Вороново часто стали именовать Воронцовым, что впоследствии привело к известной путанице: дело в том, что по той же Калужской дороге, но гораздо ближе к Москве, располагалась другая усадьба Воронцово (ныне в черте Москвы). Поэтому иногда в литературе эти усадьбы сливаются в одну, и то, что происходило в «ближнем» Воронцове, переносится на Воронцово-Вороново, и наоборот.

Под именем Воронцово Вороново фигурирует в географическом словаре А. Щекатова и Л. Максимовича (1800): «Воронцово село, принадлежащее графу Ивану Ларионовичу Воронцову… по множеству в нем заключающегося каменного строения представляет издали вид великолепного замка».

В декабре 1775 года Вороново посетила императрица Екатерина II. По преданию, Екатерина, стоя у окна воронцовского дворца, заметила, что газонная площадка перед домом в летнее время, должно быть, представляет собой красивый зеленый ковер. В течение ночи согнанные по приказу И.И. Воронцова крестьяне расчистили газон и утром хозяин усадьбы с гордостью показал императрице зеленую лужайку. В память о посещении Екатериной II в вороновском парке по сторонам главной аллеи были воздвигнуты два каменных обелиска.

После смерти И.И. Воронцова хозяином усадьбы стал его сын Артемий Иванович Воронцов — крестный отец А.С. Пушкина. При нем по проекту известного архитектора Н.А. Львова был сооружен трехэтажный главный дом с двумя боковыми флигелями. Видевший этот дом в 1812 году английский военный агент при русской армии Роберт Вильсон писал: «Дворец в Воронове был великолепный и действительно величественный: с колоссальными фигурами лошадей работы Монте Ковалло при въезде. В галерее во дворце находились воспроизведения наиболее выдающихся статуй и памятников римских и греческих; обстановка отличалась сказочной роскошью». Впоследствии дом дважды — в 1812 и 1949 годах — подвергался серьезным переделкам. Вероятно, по проекту Н.А. Львова было выстроено и огромное здание Конного двора на сто лошадей, от которого до наших дней сохранилась только угловая башня.

В 1800 году усадьба перешла к зятю А.И. Воронцова — Д.П. Бутурлину, который продал Вороново известному государственному деятелю, впоследствии — московскому генерал- губернатору («главнокомандующему») Ф.В. Ростопчину — «сумасшедшему Федьке», как за склонность к неуемному позерству называла Ростопчина Екатерина II.

Ростопчин постоянно жил в Воронове с 1800 по 1806 годы, а после назначения его на должность московского генерал-губернатора он проводил здесь только летние месяцы. В Воронове у него гостила известная французская писательница той поры мадам де Сталь. Ростопчин устроил в Воронове образцовое хозяйство, для которого выписал из-за границы специалистов по агротехнике, садовников, механиков, конюхов. В парке появились обширные лужайки и цветники, среди аллей были установлены мраморные статуи, привезенные из Италии. В оранжерее, построенной, как считают, по проекту Дж. Кваренги, выращивались орхидеи и ананасы. При Ростопчине в Воронове стали разводить арабских и персидских лошадей.

20 сентября 1812 года, приехав в Вороново после сдачи Москвы французам, Ф.В. Ростопчин, собрав себе в помощь дворовых людей, демонстративно, «решив явить миру истинно римскую доблесть», сжег свой дворец, чтобы он не достался врагу. «В ту ночь граф, не совладав с эмоциями, собственными руками сжигает в Воронове свой прекрасный дом», — писал Роберт Вильсон. Как считается, в этом пожаре погибли все художественные сокровища усадьбы — картины, гравюры, акварели, фарфор, скульптуры, богатейшая библиотека, насчитывавшая тысячи томов.

В этой истории есть загадка, которой в разное время был посвящен ряд публикаций. Свидетелей гибели дворца очень удивило, что среди пепла и руин не оказалось мраморных и бронзовых скульптур, которых огонь истребить не мог. И, покидая Вороново, Ростопчин не имел при себе никакого тяжелого груза. Вероятно, какая-то часть сокровищ усадьбы (если не все они) была где-то заблаговременно спрятана. Где? Исследователи вороновской загадки указывают на глубокие и обширные подземные лабиринты, которыми были соединены все постройки усадьбы. Рассказывали, что по этим подземным галереям мог свободно проехать всадник на лошади. Остатки каких-то подземных сооружений действительно несколько раз обнаруживали на территории усадьбы, но тайна Воронова так до сих пор и не разгадана.

Осенью 1812 года в Воронове находился штаб Мюрата, вице-короля неаполитанского, командовавшего французским авангардом, наблюдавшим за русским лагерем в Тарутине. После ухода наполеоновских войск, вернувшийся Ф.В. Ростопчин вынужден был жить в сохранившемся флигеле, так как главный дом был сожжен и разрушен.

Ф.В. Ростопчин умер в 1826 году, и Вороново унаследовал его сын, А.Ф. Ростопчин. Его жена, Е.П. Ростопчина, урожденная Сушкова, была известной поэтессой и писательницей той поры. Она владела Вороновым после смерти мужа, до 1858 года, когда усадьба перешла к графам Шереметевым. В конце XIX века граф С.Д. Шереметев в очередной раз перестроил главный дом усадьбы, придав ему черты необарокко.

Последним владельцем Воронова был граф А.П. Сабуров, женившийся в 1894 году на А.С. Шереметевой, дочери С.Д. Шереметева. А.П. Сабурова расстреляли в 1919 году.

В 1949 году усадьба была приспособлена под дом отдыха, здание корпуса №2 было восстановлено на старом фундаменте.

Усадьба_ВороновоПосле национализации имения, конный двор не использовался. В 1940 — 1950-е годы здесь размещался гараж, однако постройки не ремонтировались. К 1957 году они пришли в ветхое состояние и были разобраны. Исключение составила юго-восточная башня, являющаяся единственным сохранившимся объемом некогда развитого ансамбля.

В 1974 году по проекту ЦНИИЭПа лечебно-курортных зданий (руководитель проекта: Чернявский И. З., архитектор: Василевский И. А., инженер: Мальц В. И.) был построен новый корпус дома отдыха. Явился одним из наиболее значимых проектов в творчестве Ильи Чернявского. Здание переменного рельефа признано шедевром советского модернизма.

Как проехать до усадьбы Вороново:

От станции метро «Теплый стан» автобусом № 508 или маршрутным такси № 508,
а так же от метро «Ясенево» маршрутным такси № 887 до остановки «Дом отдыха «Вороново».

При перепечатке просьба вставлять активные ссылки на ru-roads.ru
Copyright oslogic.ru © 2024 . All Rights Reserved.