Заповедные уголки средней полосы
Поиск
По русской провинции на www.ru-roads.ru
Авторизация

Первое упоминание об Останкино встречается в письменных источниках XVI столетия — в межевой книге 1558 года ближнего села Ростокина было записано о размере подушной подати останкинских крестьян, принадлежавших служилому человеку Алексею Сатину. Останкино упоминается и в духовной грамоте царя Ивана Грозного 1572 года, в которой он завещает Останкино («Осташково на суходоле», как оно тогда называлось) царице Анне Колтовской, своей четвертой жене.

В 1584 году оно принадлежало дьяку Василию Щелкалову — хранителю государственной печати, с именем которого связаны первые сооружения в Останкинской вотчине: при Щелкалове здесь были построены боярский двор и деревянная Троицкая церковь, выкопан пруд и посажены дубовые и кедровые рощи.

Музей-усадьба Останкино на ru-roads.ruВ 1601 году Останкино было отдано князю И.Б. Черкасскому. Во владении князей Черкасских вотчина оставалась на протяжении более ста двадцати лет. В 1666 году здесь уже насчитывалось 55 дворов с 300 жителями.

В 1677 году владелец Останкина князь М.Я. Черкасский начал строительство каменной пятиглавой Троицкой церкви взамен обветшавшей деревянной. Строительство велось пять лет, с 1678 по 1687 год. Новая церковь была освящена 3 июня 1692 года. Впоследствии она неоднократно реставрировалась, существующая колокольня построена уже в 1870-е годы. Иконостас относится к XVIII веку, но иконы в нем современны самому храму.

С 1730-х годов в Останкине жил на покое и умер в 1742 году старый князь А.М. Черкасский, сподвижник Петра I, тобольский губернатор, а затем кабинет-министр императрицы Анны Иоанновны. В 1743 году его дочь, княжна В.А. Черкасская, последняя из рода Черкасских, вышла замуж за графа Петра Борисовича Шереметева, сына знаменитого петровского сподвижника, фельдмаршала Б.П. Шереметева.

С 1743 по 1917 год Останкино находилось во владении рода Шереметевых. При П.Б. Шереметеве ему отводилась второстепенная роль, так как сам Петр Борисович предпочитал жить в Кускове. Приезжая в Останкино, он останавливался в старом деревянном господском доме, построенном еще при Черкасских.

Расцвет Останкина связан с именем его сына — Николая Петровича Шереметева. При нем здесь был создан один из самых великолепных и знаменитых усадебных ансамблей России.

Н.П. Шереметев долгое время был за границей — учился в Лейденском университете, а затем в течение четырех лет путешествовал по Европе, знакомясь с искусством и архитектурой европейских стран. Вернувшись в Россию, он задумал построить «дворец искусств», в котором были бы и театр, и картинная галерея, и библиотека.

В январе 1792 года по проекту Франческо Кампорези здесь началось строительство деревянного здания театра. В работе над ним принимали участие известные архитекторы Ф. Кампорези, И. Е. Старов, В. Бренна. Строительство велось под наблюдением крепостных архитекторов А.Ф. Миронова и П.И. Дикушина. С марта 1793 года общее руководство работами было возложено на другого крепостного архитектора Шереметевых, Павла Аргунова.

Интерьер ОстанкиноСозданные Аргуновым великолепные дворцовые интерьеры считаются одними из лучших в России. Над созданием и украшением останкинского дворца трудились, по мимо названных, крепостные мастера Федор Бизяев, Федор Халдин, Семен Калинин, Кондратий Фунтусов, Николай Ше май. С Останкиным связано творчество целой семьи шереметевских крепостных художников — Ивана, Павла и Николая Аргуновых.

Останкино иногда называют музеем деревянной резьбы. Узорчатая резьба покрывала двери, карнизы, наличники и прочие деревянные детали убранства. Нигде — ни в России, ни за границей — не встречается подобного убранства дома. Золоченые венки и гирлянды, исполненные «под бронзу», цветы, фигуры сфинксов, тончайший орнамент. Искусство крепостных мастеров изумляет, еще современники были поражены их мастерством.

Празднества по случаю окончания строительства состоялись в июле 1795 года. В честь этого события на сцене останкинского театра была поставлена драма «Зельмира и Смелой, или Взятие Измаила», на которую были приглашены участники русско-турецкой войны и взятия Измаила.

Театр составил славу Останкина. Обширное здание театра со зрительным залом, сценой, парадными и подсобными помещениями соединяется галереями с двумя павильонами — Итальянским и Египетским. На сцене останкинского театра игрались музыкальные пьесы итальянских, французских и русских авторов. Труппа включала в себя более трехсот крепостных актеров, собранных и обученных под личным руководством Н.П. Шереметева. Костяк ее составили актеры, перевезенные в Останкино из другой шереметевской вотчины, Кускова.

Останкино славилось своим знаменитым роговым оркестром. Его звуки напоминали звуки огромного органа — каждый из музыкантом мог выдувать на своем роге только одну ноту, но, собранные вместе, они составляли удивительный по цельности и гармоничности ансамбль.

Останкинский парк тянулся вдоль речки Каменки и включал в себя семь копаных прудов. Начало парку было положено еще в XVI веке, при Щелкалове, в память о котором в парке можно было видеть рощи вековых дубов и кедров. При Шереметеве разбивкой парка занимались работавший в Кускове Ракк и сменивший его в 1797 году англичанин Р. Маннерс.

Огромный парк в Останкине состоял из двух частей — регулярной, «французской» и пейзажной, «английской». Регулярными были только прилагающие к главному дому аллеи парка. Здесь стояли мраморные статуи и вазы, подстриженные липы образовывали «зеленый зал» и «зеленую гостиную». Регулярный парк плавно переходил в пейзажный. Извилистые дорожки в тени густой листвы выводили к многочисленным павильонам и беседкам, к вековому дубу, по преданию, посаженному Петром I, и к каскаду из семи прудов, устроенных на запруженной речке Каменке.

Некогда между Останкиным и Москвой тянулся огромный лес и по ночам проложенную через лес дорогу охраняли конные графские егеря. В апреле 1797 года в Останкино приехал Павел I.  О торжественной встрече Павла в Останкине потом еще долго вспоминали в Москве.

В этом же году в Останкине состоялся прием по случаю приезда польского короля Станислава Понятовского. В этот день в усадьбу Шереметевых были приглашены 358 «российских господ и иностранных министров». Король пыл потрясен роскошью Останкина и затем подробно описал обстоятельства этого визита в своем дневнике.

Осенью 1801 года в Останкине побывал Александр I. В 1818 году оправившееся от французского разорения Останкино снова встречало императора Александра, посетившего Москву в сопровождении семьи и гостя — короля Пруссии.

Побывал в останкинском дворце и еще один император — Александр II. Здесь он подписал проект закона о великом освобождении крестьян от крепостной зависимости. В память об этом событии в Останкине долгое время хранились чернильница, которой пользовался Александр И, подписывая закон, и самовар, «из которого пил чай в Бозе почивший император Александр И».

С 1830-х годов усадьба постепенно приходит в упадок. В прошлом остаются театры, роговая музыка, иллюминации и прочие потехи. С 1890-х годов окрестности Останкина начинают застраиваться дачами.

Последним владельцем усадьбы был граф А.Д. Шереметев. После 1917 года в Останкине был устроен один из самых известных в Москве музеев.

Музей достаточно давно закрыт, но в 2013 год началась комплексная реставрация.

Проезд до Музея-усадьбы Останкино

До станции метро «ВДНХ»,»Алексеевская», тролл.№9,37,авт.№85 до остановки «Улица Королева». или от м. «ВДНХ» на трамваях №11, 17 до конечной останови.