Заповедные уголки средней полосы
Поиск
По русской провинции на www.ru-roads.ru
Авторизация
Ещё по теме - Коломенский район

Герб города Коломна

Коломна — наиболее крупный и один из интереснейших в архитектурно-историческом отношении древний город Подмосковья — находится в 100 км на юго-восток от столицы. Он расположен на берегу Москвы-реки, вблизи от ее впадения в Оку.

Есть несколько версий о происхождении названия города Коломна. Одна из них связана с древними финно-угорскими словами, означающими «река» и «рыба». И тогда Коломна — это «рыбная река». Второй вариант расшифровки — «река около мена (рынка)». Третий исходит от древних рязанских слов «коломень», «коломенье», означавших границу, т. е. Коломна — «город на границе».

В этих местах с древних времен добывали камень, а потому некоторые историки настаивают на четвертой версии — название Коломна происходит от слова «каменоломня».

Основание города восходит к глубокой древности; известно,, что уже в XII в. поселение, возникшее на месте древнего городища при впадении в Москву-реку речки Коломенки, было обнесено, земляным валом, по верху которого имелось деревянное укрепление.

Впервые название города Коломна упоминается в Лаврентьевской летописи под 1177 г., когда за эту землю боролись суздальские и рязанские князья.

В то время Коломна уже была названа «городом» — огороженным и защищенным местом. Укрепление ее состояло из деревянных стен и земляных валов. А в центре города возвышалась каменная Воскресенская церковь, возведенная на великокняжеском дворе. Время постройки церкви документально не установлено. Известно только, что это один из старейших храмов в Коломне. После многих перестроек он сохранился в архитектурных формах ХVIII в.

1 января 1238 г. в Коломну вошли отряды татар и разгромили ее. Долгое время здесь никто не селился. Но постепенно Коломна опять застроилась деревянными домам и, и в 1301 г. этот город одним из первых вошел в состав молодого Московского княжества. Через 27 лет он упоминается в завещании московского князя Ивана Калиты.

В 1359 г. Коломну получает князь Дмитрий Иванович, которого после победы в Куликовской битве стали называть Дмитрий Донской. В 1380 г. в Коломне он производил смотр войскам я отсюда выступал в поход на татар, окончившийся победой русских войск над полчищами Мамая на Куликовом поле. Сохранились сведения о том, что Дмитрий Донской венчался с суздальской княжной Евдокией в Коломне, в Воскресенской церкви.

В середине XIV в. здесь была учреждена Коломенская епархия, а с 1370-х гг. в документах упоминается древнейший на этих землях Спасский монастырь.

После одной из побед над татарским отрядом в городе начинается строительство главного городского собора — Успенского кафедрального. Это было большой смелостью, пока набеги кочевников продолжались. До полного освобождения от татарской зависимости оставалось еще целое столетие.

В 1380 г. в знаменитой битве с татарскими отрядами на Куликовом поле погибли воевода Микула Васильевич Вельяминов и 20 бояр из Коломны.

В XIV—XV вв. Коломна, используя свое выгодное местоположение, быстро превращается в важный торговый и складской пункт. Город в этот период играет крупную роль в торговых связях столицы русского государства Москвы через Москву-реку, Оку, Волгу с Востоком. Коломна становится вторым после Москвы по значению и богатству городом Московского Великого Княжества.

Коломна не сохранила своих древнейших монументальных сооружений, но значение ее как города с ранними постройками весьма велико и поэтому интересно воссоздать примерную картину облика города XIV—XV вв. Деревянные укрепления, выстроенные в XIV в., представляли собой сооружения, характерные для древнерусских городов. По земляным валам были выстроены деревянные стены, рубленные клетями, заполненными землей. Прясла стен перемежались деревянными же башнями, покрытыми шатровыми кровлями. Городские укрепления в то время охватывали меньшую территорию, чем обнесенная позднее каменными стенами площадь коломенского кремля. Из-за деревянных стен и башен виднелись белокаменные монументальные сооружения — Успенский собор (1382 г.) и Воскресенская церковь (вторая половина XIV в.).

Расцвет города начался в составе молодого Московского государства, когда царь Иван III, укрепляя его, переселил сюда знатные и богатые семьи из Великого Новгорода. При Василии III, в 1522 г., город стал царской резиденцией на время продолжавшихся боев с татарскими отрядами. В эти же годы начал строиться каменный кремль.

Коломна. Гравюра XVII века.

Коломна. Гравюра XVII века.

Новое сооружение стало одним из лучших укреплений в русских землях начала XVI в. Стена имела 17 разнотипных башен, из которых 6 были проездными.

Одна получила название Маринкина, так как, по преданию, именно в ней была заключена жена Лжедмитрия — Марина Мнишек. Высота башни 31 м, толщина — 4-5 м. Дочь богатого польского воеводы Марина Мнишек была царицей в 1605 г. В 24 года она стала узницей крепости. Ее считали колдуньей, и охране запрещали смотреть ей в лицо.

На востоке кремля сохранилась массивная Пятницкая башня. Сохранился и старый архиерейский дом, построенный на территории кремля. Позднее это здание вошло в новую городскую застройку.

В XVI в. Коломна, как и многие города страны, имевшие в то время важное стратегическое значение, получила взамен деревянных новые каменные городские укрепления — коломенский кремль, один из крупнейших среди таких сооружений древнерусских городов.

В 1543 г. в Коломне Иван Грозный собрал русские войска для похода на татар; здесь же проходил он с войском в 1552 г. походом на юг для борьбы с татарами, продолжавшими враждовать с русским государством.

В 1598 г. Борис Годунов опять же здесь, в Коломне, готовил войско для крымского похода.

Позднее, во второй половине XVII в., город оказался в глубоком тылу страны и утратил свое прежнее оборонное значение пограничного города, но в полной мере сохранил свою роль крупного торгового центра страны. Коломна в это время ведет оживленную торговлю с новыми черноземными областями, Казанью, Астраханью. В Коломне значительное развитие получают многочисленные ремесла.

В 1636 г. немецкий путешественник Адам Олеарий, следовавший через Россию в Персию, сделал рисунок, изобразив панораму города того времени. Он дает представление о древней Коломне.

Во второй половине XVII в., при царе Алексее Михайловиче, недалеко от города началось строительство русского флота. Торговые отношения с южными странами потребовали более крупных судов, чем те барки, на которых плавали русские купцы, И при Петре I здесь продолжали строить суда для перевозки хлеба.

Коломна. Фото 1

В 1723г. в Коломне основали духовную семинарию. С 1730-хгг. в городе началось строительство промышленных предприятий.

Одним из первых стал действовать небольшой завод по изготовлению фруктовых сладостей. Его владельцем был купец Шершавин. Через некоторое время в городе появилась полотняная фабрика.

Коломна. Фото 2

С середины XVIII в. в Коломне начинают строиться мануфактурные предприятия, кожевенные, кирпичные, салотопные, солодовенные заводы, суконные, шелковые и другие фабрики.

К середине XVIII в. в Коломне богатые купцы начали строить жилые каменные дома, подражая состоятельным людям Москвы. Наиболее ярким примером стала построенная в 1760 г. усадьба купца И. Т. Мещанинова, сохранившаяся и до нашего времени.

14 октября 1775 г. Коломну посетила императрица Екатерина II. По ее указанию для города был разработан герб: «На лазоревом поле столб белый, наверху корона, около две звезды».

Коломна. Фото 3

В конце XVIII в. число промышленных предприятий в городе значительно увеличилось. Появились кирпичные заводы, фабрика сукна, фабрика шелка и другие.

В 1784 г. Коломна получает новый генеральный регулярный план. Как и планы многих русских городов, утвержденных в то время, он представлял собой геометрически правильную сетку улиц, наложенную на исторически сложившуюся планировку города с его рельефом и древними архитектурными сооружениями.

Новый план в малой степени учитывал расположение этих древних памятников, и даже архитектурная достопримечательность города — кремль — не получила должного учета в замысле нового генерального плана. Расположение улиц города, намеченное в плане 1784 г., сохранилось в старой части города до нашего времени.

В основу новой планировки были заложены направления главных дорог, связывающих Коломну с другими городами. Например, дорога Москва—Рязань стала главной улицей города, и ее направление давало ориентацию основной сети его улиц. Перелом в расположении этой прямоугольной сети кварталов был обусловлен направлением другой важной дороги на Егорьевск—Владимир, проходившей через мост на Москве-реке, существующий возле Пятницкой башни с XVI в.

В новом плане нашло отражение торговое значение Коломны: намечалось создание ряда торговых площадей на главной улице города, проектировалось создание обширных торговых рядов. Как и в других русских городах, генеральный план застройки Коломны предусматривал в центре города строительство жилых домов зажиточной части населения, а городские окраины отводились для расселения бедноты.

Застройку города по новому плану значительно ускорил сильнейший пожар, постигший Коломну в 1799 г. К этому времени в городе по новой планировке стала проводиться интенсивная застройка. Богатый торговый город имел возможности обстраиваться добротными каменными домами.

Коломна конца XVIII — начала XIX в. заметно выделялась среди других подмосковных городов большим числом каменных жилых домов в общей массе городской застройки.

Характер жизни и экономика большого торгового города начали изменяться во второй половине XIX в., когда в Коломне возникают первые крупные промышленные предприятия, налаживается производство товарных вагонов, а затем и паровозов (в 1869 г. в Коломне был выпущен первый отечественный паровоз). Город превращается в крупный промышленный центр с заводами общегосударственного значения.

Известный русский писатель, автор исторических романов И. И. Лажечников родился в Коломне в сентябре 1792 г. в семье богатого купца, славившегося своим уважительным отношением к образованию. Сыну Ивану в учителя был нанят француз Болье, в рекомендации которого указывалось, что он « высоко образован и гуманист».

И. И. Лажечников был участником взятия Парижа в 1814 г., позднее возглавлял училище в Твери. В 1840-е гг. он служил вице-губернатором сначала в Твери, а затем в Витебске. Среди самых известных исторических его романов — «Ледяной дом» (1835) и «Басурман» (1838).

Коломна. Фото 4

В 1869 г. Коломна прославилась по всей России, когда на машиностроительном заводе был выпущен первый паровоз, Позднее здесь стали делать трамваи.

В 1902 г. на средства богатых людей города началось строительство водопровода, что для русской провинции было большой редкостью.

После Великой Отечественной войны в Коломне много занимались восстановлением, новым строительством и реставрацией старых зданий. Сейчас в центре Коломенского кремля, на Соборной площади, стоят отреставрированные Тихвинская церковь (построена на деньги купца И. Т. Мещанинова в 1776 г.) и Успенский кафедральный собор, который посещали и Екатерина II, и Александр III.

При соборе было создано православное братство имени князя Дмитрия Донского, работали воскресная школа и благотворительная столовая, выходила газета «Благовестник».

Постройки на Соборной площади стали единым историческим архитектурным ансамблем и духовным центром Коломны. От прошедших веков в городе сохранилось много памятников разных эпох.

Коломна

Схема расположения архитектурных памятников г. Коломны 1. Кремль. Стены и башни 2. Успенский собор 3. Тихвинская церковь 4. Воздвиженская церковь 5. Троицкая церковь Ново-Голутвина монастыря 6. Успенская церковь Брусенского монастыря 7. Церковь Иоанна Богослова и торговые ряды 8. Церковь Михаила Архангела 9. Церковь Бориса и Глеба 10. Покровская церковь 11. Вознесенская церковь 12. Троицкая церковь 13. Церковь Петра и Павла 14. Богоявленская церковь 15. Церковь Рождества Христова 16. Воскресенская церковь на Посаде 17. Никитская церковь

Силуэты старых построек делают город не похожим на другие городские образования. И с каждым годом все больше древняя Коломна привлекает туристов и художников, школьников и ученых, архитекторов и журналистов.