Заповедные уголки средней полосы
Поиск
По русской провинции на www.ru-roads.ru
Авторизация
Ещё по теме - Серпуховской Район

В старину от набегов татар столицу страны с наиболее опасной тогда южной стороны охранял Серпухов. Он находится в 100 км от Москвы и расположен по обоим берегам р. Нары, впадающей недалеко от Серпухова в Оку.

Герб города Серпухов Своеобразно историческое прошлое этого древнего города —он никогда не был самостоятельным удельным княжеством, а основан московскими князьями в начале XIV в. как наиболее удаленная южная крепость, входившая в систему обороны Москвы.

Московские князья хорошо понимали важность и стратегическое значение южных ворот, выхода к р. Оке, и заселили этот край, заложив здесь г. Серпухов.

Несколько позднее по обоим берегам р. Нары к югу от города были основаны два монастыря: Владычный на правом берегу (1360 г.) и Высоцкий на левом (1361 г.). Прежде они контролировали подступы к Серпухову с Оки — важного водного пути. Затем эти монастыри вошли в черту застройки города. Серпуховский кремль и оба монастыря-крепости образовывали укрепленный район, были неразрывно связаны воедино.

Первое упоминание о Серпухове имеется в духовной грамоте Ивана Калиты (около 1339 г.), в которой он отдавал город своему младшему сыну Андрею. После него городом владел его сын князь Владимир, известный военачальник древней Руси, сыгравший важную роль в исторической Куликовской битве, предрешивший атакой серпуховчан победный исход сражения. При Владимире Андреевиче (в 1374 г.) в серпуховском кремле были возведены дубовые стены.

В середине XVI в. Серпухов уже становится крупным торгово- ремесленным городом с разросшимися ремесленными слободами, деревянной застройкой, многочисленными храмами. Под защитой кремля к северу от кремлевского холма был расположен посад с торгом. За р. Серпейкой, там, где сейчас находится базар и современный центр города, были слободы — Ключничья, Пищальни- кова, Сокольничья. За Нарой, близ Владычного монастыря, находилась Ивановская слобода, в ней селились серебрянники и каменотесы.

После 1457 г. Серпухов становится воеводством, важным для всей страны и столицы Москвы. В конце XVII в. Серпухов теряет значение крупного укрепленного пункта, так как перестала существовать постоянная вражеская угроза с юга. Это позволило горожанам селиться к югу от кремля, застройка начала разрастаться в сторону древних монастырей-крепостей.

В 1708 г. Серпухов был приписан к Московской губернии, а с 1781 г. он стал уездным городом. Расположение его на пути в развивающиеся южные города — Тулу, Рязань и др.— послужило причиной дальнейшего быстрого развития города в XVIII в. как торгового и ремесленного центра. В XIX в. город превращается в крупный центр хлопчатобумажной промышленности Подмосковья.

В отличие от уже исследованных и потому широко известных своей старинной архитектурой городов Подмосковья (Загорска, Александрова, Коломны и др.) Серпухов пока еще не привлек вполне заслуженного внимания исследователей и реставраторов.

Старинный город на р. Оке сохранил многочисленные и интересные, хотя и значительно искаженные, памятники зодчества, но они пока еще слабо или совсем не изучены, ждут больших реставрационных работ, которые помогут превратить Серпухов в один из интереснейших своим архитектурным ансамблем городов Подмосковья.

Богато историческое прошлое Серпухова — стража Моемы. О Серпухове упоминает древнее сказание «Задонщина», воспевшее в веках победу на Куликовом поле, в которой принимало участие славное войско серпуховского князя Владимира Андреевича. Жители Серпухова всегда были в первых рядах борцов за освобождение родины от врага; так, в 1598 г. под Серпуховым была одержана победа над крымскими татарами.

Серпуховский кремль находится на очень высоком береговом холме, возвышающемся в виде мыса между реками Нарой и Сер- пеикои. Еще в древности был выкопан глубокий ров, отделивший кремлевский холм. Подъем на эту обособленную возвышенность исстари был сделан с перекопа, с наиболее безопасной северной стороны.

Серпухов. Кремль.

Известно, что в 1556 г. вместо дубовых стен в серпуховском кремле строятся белокаменные стены и башни, от которых до настоящего времени сохранились лишь незначительные фрагменты стен. В плане кремль имеет форму, близкую к треугольнику, и первоначально имел пять боевых башен и три полубашни, выступавшие лишь с внешней стороны стен.

Редкой во всем древнерусском крепостном зодчестве особенностью серпуховского кремля был материал, из которого выложены его стены и башни; они были выстроены мастерами упомянутой выше Ивановской слободы из хорошо отесанных блоков камня.

Сохранившаяся часть прясла стены с небольшим лазом дает лишь слабое представление о великолепных белокаменных укреплениях древнего Серпухова. Это было выдающееся в инженерном отношении и редкое по красоте мощное крепостное сооружение, неприступность которого была хорошо известна татарам, предпочитавшим не брать его штурмом, а обходить стороной. Не смог взять каменную твердыню Серпухова и гетман Сагайдачный, осаждавший город в 1618 г.

Стены кремля с лицевой стороны имели крупный полувал, венчавший их цокольную часть; на уровне полувала были бойницы нижнего «подошвенного боя», интересные по форме, с широким раструбом, обращенным во внешнюю сторону. Завершением стен являлись крупные прямоугольные зубцы, с узкими боевыми щелями. Зубцы с внешней стороны были отмечены более мелким тесаным полувалом. С внутренней стороны стены имели крупную аркаду, по верху которой был устроен широкий проход. С этого прохода защитники города под прикрытием зубцов отражали нападение врагов. Проходы по стенам и башни имели деревянную кровлю.

Можно лишь мысленно представить это замечательное древнее сооружение, завершавшее необычайно высокий кремлевский холм: в летние дни ослепительно белые стены кремля были видны издалека, а сочетание зелени кремлевских круч, мощных белокаменных блоков стен и башен с голубизной неба создавало чарующую по красоте картину, еще раз свидетельствующую о замечательном умеиии русских мастеров-градостроителей.

В XVIII в. древний крутой подъем на кремлевский холм с северной стороны был заброшен и устроен вновь со стороны разросшейся южной части. Еще ранее, в XVII в., белокаменные стены и башни начали разрушаться; при пожаре в 1669 г. сгорели деревянные кровли стен и башен серпуховского кремля. Крепостные сооружения все более приходили в упадок, а в конце XVII в. необходимость в крепости вообще отпала, после чего стены и башни постепенно исчезли с лица земли.

В серпуховском кремле еще при князе Владимире Андреевиче Храбромс 1380 г. был выстроен деревянный Троицкий собор. Заменивший его каменный собор искажен позднейшими перестройками и поэтому маловыразителен по архитектуре. Он имеет вид распространенного в конце XVIII в. восьмерика на четверике.

Следующие по времени возведения древнейшие сооружения Серпухова сохранились во Владычном монастыре. Это Введенский собор XVI в. Первоначально он был выстроен в 1383 г., имел поза- комарное покрытие, но не сохранился. Позднее, вероятно, в XVII в.. к нему были сделаны пристройки, а еще большие искажении первоначальному облику были причинены в последующее время — появилась четырехскатная кровля, перестроен интерьер, надложе- ны барабаны глав, что окончательно затруднило «чтение» изначального замысла зодчих.

Кроме того, в XVI в. (вероятно, во второй его половине) во Владычном монастыре был выстроен Георгиевский шатровый храм. Это выразительное и своеобразное сооружение при одно- столпной трапезной имеет мощный восьмигранный каменный шатер, который как бы вырастает из низкого восьмерика, постав ленного с отступом на массивный четверик основного о&ьема храма. Вплотную к Георгиевскому храму примыкает колокольня, выстроенная несколько позднее и тоже завершенная шатром. В конце XVII в. в ней была устроена Дмитриевская церковь.

Эти сооружения образуют живописную и уникальную композицию, хотя и утратившую в значительной степени первоначальный архитектурный облик.

Высоцкий монастырь, возникший в XIV в, сохранил до нашего времени пятиглавый соборный храм. За время своего существования он перенес большой пожар, перестройки и обновления. Крупные работы проводились в соборе в конце XVII в. на средства Нарышкиных, родственников Петра I, оставивших в своих подмосковных усадьбах много замечательных сооружений в стиле так называемого «нарышкинского барокко». Предполагается, что строительство собора относится ко второй половине XVI в.

Трапезная Высоцкого монастыря с церковью Покрова была тоже перестроена на средства Нарышкиных и приобрела характерный вид постройки конца XVII в. с убранством фасадов многоцветными поливными изразцами.

В XVII в. строятся каменные стены и башни Высоцкого и Владычного монастырей. Сохранившиеся участки стены и башни Высоцкого монастыря дают представление об этом интересном крепостном сооружении: отделенная полувалом цокольная часть стен выложена из белого камня, а сама кирпичная стена невысока, имеет грузную, равную половине всей высоты стены ее верхнюю нависающую часть. Многогранные башни тоже были выстроены в традициях древнерусоких крепостных сооружений, то их незначительный масштаб уже свидетельствовал об утрате оборонительного аначешш башен и стен монастырей.

В 1840 г. в Высоцком монастыре выстроена колокольня, интересная по своему общему архитектурному замыслу и великолепному расположению на местности: она стоит на бровке высокого прибрежного холма, перед которым далеко простирается низменная не застроенная и сейчас пойма р. Нары, позволяющая надела хорошо обозревать весь расположенный на возвышенности ансамбль Высоцкого монастыря. Колокольня хорошо видна со многих точек старой части города, она эффектно завершает крутой н высокий холм, являясь архитектурной доминантой, объединяющей ансамбль монастыря.

Композиция колокольни необычна для подобных сооружений: ее основной, второй ярус имеет крестообразный план и поставлен на первый этаж в виде своеобразного воротного сооружения с тремя арочными проездами. Выступающие объемы второго яруса оформлены пилястровыми портиками так же, как и арки проездов первого этажа. Третий ярус — восьмигранная башня с низким рустованным восьмериком основания, который выше переходит в собственно колокольню с крупными арочными пролетами для размещения колоколов. Завершает граненую башню колокольни купол с окнами-люкарнами в стиле барокко. Великолепно прорисованы белокаменные детали колокольни, они выполнены пластично, сильным рельефом. Эти детали, как и общая композиция, созданы уверенной рукой одаренного мастера.

Колокольня выстроена в стиле русского классицизма, но достаточно четко проявились и особенности стиля барокко в сочном и живописном рисунке деталей фасадов колокольни, а также в хорошо прорисованном куполе и деталях обрамлений люкарн.

Колокольня Высоцкого монастыря — изящное и стройное сооружение, не имеющее себе подобных в русском зодчестве XIX в., является архитектурной достопримечательностью Серпухова.

В самом городе также сохранились каменные храмы, выстроенные во второй половине XVII—XVIII вв. и в более позднее время. Из них можно выделить пятиглавую Троицкую церковь. Небольшой, но высокий кубовидный объем храма с фигурными наличниками окон и декоративными изображениями закомар завершен изысканным в пропорциях хорошо скомпонованным пятиглавием. Тонкие барабаны глав хорошо гармонируют с объемом этого изящного храма, к которому позднее были пристроены приделы и колокольня.

Рост торгового значения Серпухова в первой половине XVIII п. и приток средств послужили причинами широко развернувшегося

» это время в городе монументального строительства. Известно что в середине XVIII в. в Серпухове было около 50 каменных жилых домов, строилось много храмов, среди которых выделяется сохранившаяся крупная Георгиевская церковь (1755 г) Как и другие церкви, выстроенные здесь в XVIII в., она повторяет в общих чертах композицию пятиглавых храмов середины XVII в. и примечательна выразительным архитектурным объемом.

Большой интерес представляет надвратная церковь-колокольня Распятсжого храма (1719 г.). Вытянутый в длину двухэтажный объем ее основания с проездной аркой увенчан башней из двух ярусов; нижний, квадратный в плане ярус несет верхний, перекрытый куполом с главой восьмигранник с пролетами звона. Хотя эта церковь по построению характерна для времени ее возведения, она свидетельствует о поисках новых средств художественной выразительности в архитектуре.

Расположенная на возвышенности колокольня Распятокого храма до сих пор играет значительную роль в силуэте центральной исторической застройки города. Рядом с колокольней находится оставшийся недостроенным Распятский храм, тоже очень оригинальный по замыслу своей композиции. Низкий, раздавшийся вширь прямоугольный объем храма с восточной стороны имеет незначительно выступающий плавно изгибающийся объем алтарной апсиды. Увенчал храм мощным низким восьмериком, перекрытым крупным куполом, завершенным, к сожалению, неуклюжим коротким шпилем. В своем незавершенном виде храм производит сильное впечатление оригинальностью архитектурного замысла, новизной композиции своих объемов.

В Серпухове сохранилось еще несколько старинных каменных храмов, но они представляют меньшую художественную ценность. Величествен храм Николы Белого (1857 г.) с колокольней, выстроенной в стиле классицизма.

Из памятников гражданской архитектуры прошлого можно отметить всего лишь 2-3 сохранившихся каменных жилых дома первой половины и середины XIX в. Например, здание усадьбы Сологуб, но оно мало чем отличается от других городских домов стиля русского классицизма, выстроенных в это время в других городах страны.