Заповедные уголки средней полосы
Поиск
По русской провинции на www.ru-roads.ru
Авторизация

Осташков считается столицей селигерского края — практически все путешествия по Селигеру начинаются именно с него. Это старинный Русский город хотя официально городом Осташков стал всего лишь в XVIII веке — в 1770 году 28 мая состоялось Высочайшее повеление Екатерины II: «учредить в Новгородской губернии город из слободы «Осташковской». Тогда же был утвержден и герб города.

Герб города ОсташковОписание герба Осташкова, составленного герольдмейстером М.М. Щербатовым и утвержденного императрицей Екатериной II 2 апреля 1772 года:

Асташкова слобода, жители сей слободы между протчихъ промысловъ, имеютъ свое пропитание отъ изобильной ловли тутъ близъ лежащего озера, что тако в гербе изображено.

Щитъ разрезанной надвое горизонтальною чертою золото с голубымъ, въ золотомъ поле виденъ рождающийся до половины Императорский двуглавый орелъ, съ червленными языками, увенчанъ тремя коронами золотыми жъ, означающей милость и покровительство Ея Императорского Величества; въ голубомъ поле показующимъ воду, три рыбы серебреные плывущие съ лева на право, изъясняющие рыболовный промыселъ и обильство рыбъ.

В советское время герб Осташкова был видоизменен: в верхней половине щита вместо двуглавого орла изображали избушку над истоком Волги. 7 апреля 1992 года, через 220 лет после утверждения герба Осташкова, решением Малого Совета Осташковского городского Совета народных депутатов городу был возвращен его исторический герб.

Но история города намного старее. В документах XIV века, упоминается городок Кличен, который с полным правом можно считать родоначальником Осташковских слобод. В 1371 году в грамоте литовского князя Ольгерда к патриарху Филофею упоминается Кличен – самый окраинный пограничный городок Московского княжества. Городок находился на северо-западной стороне острова Кличен, в километре от современного Осташкова. В 1393 году новгородская «охочая рать» разорила и сожгла городок Кличен, жестоко расправившись с его жителями. Немногие уцелевшие перебираются на полуостров к югу от острова Кличен и селятся там. Видимо они и основали две осташковские . Слободки назывались Евстафьевской и Тимофеевской, впоследствии первая из них получает имя Иосифовской, а вторая – Митрополичьей или Патриаршей.

Где то в 1528 году на острове Столбный в 10 км. к северу от Осташкова поселяется монах-отшельник Нил, впоследствии причисленный к лику святых.

В конце XV века Осташковские деревни превращаются в слободы. Они принадлежали волоколамскому князю Борису Васильевичу. Он отказал Осташковские слободы своей жене Ульянии, а в 1500 году его сын Федор, вероятно в знак примирения со своенравным основателем Волоцкого монастыря — Иосифом, «отписал на монастырь Евстафьевскую слободу», получившую с тех пор название Иосифовской. Остальные земли Осташковских слобод принадлежали с 1565 года московскому митрополиту и носили название Митрополичьей, или Патриаршей, слободы.

Жители этих слобод, опасаясь нашествия Литвы, построили в 1587 году крепость (просто обнесли слободки крепостной стеной)  — Осташковский городок. Но укрепления не спасли городок во время польско-литовского нашествия, и он вместе со своим воеводой целовал крест «тушинскому вору».

После изгнания поляков Осташков стал быстро расти, и вскоре образовалось поблизости новое поселение — Струговище, на том месте, где сейчас находится Знаменский монастырь и где, видимо, делали лодки — струги. Опасаясь нового нашествия поляков, в Ржеве, Зубцове, Волоколамске, Старице и Осташкове, вдоль западных рубежей Московского государства, спешно возобновили городовое строительство. Позже эти города были внесены в списки пограничных с Литвой и Польшей. Строить своими силами крепость осташи не могли. На помощь им были присланы жители Зубцова и Ржева, и уже к 1626 году крепость «в осыпи 830 сажен» была готова.

Накануне предстоящей войны с Польшей По указу царя Алексея Михайловича начинается строительство сильной укрепленной крепости. Вокруг всего города возводится самая высокая за его историю бревенчатая крепостная стена (1651—1653). Население Осташкова в это время – около 250 человек. .

Крепость имела четверо ворот, трое из них выходило на озеро, и только одни были «по сухому пути». Помимо ворот в стенах для прохода к озеру было устроено десять калиток «для ради пожарного времени». Почти все городские башни имели названия: Большая городская — на ней висела особо чтимая икона Смоленской Богоматери Одигитрии, покровительницы Осташкова, и через нее проходила «проезжая дорога»; две другие — Селижаровская и Псковитинова— указывали основные направления; десять других башен назывались по фамилиям и прозвищам горожан, которые чаще всего встречаются в старых документах (Анишина, Дрёмина, Грачёва, Шкобина, Голанина, Быкова, Голубова, Тюлева, Рогова, Шолохова), — память об этих башнях долго сохранялась в названиях улиц. Остальные три башни, по-видимому, оставались безымянными. На восточной оконечности острова, напротив Селижаровских ворот, шумело городское торжище.

Третья по счету городская крепость простояла недолго. В 1676 году случился пожар, стены и башни сгорели. Но Осташков оставался все еще важным пограничным стратегическим пунктом (в эти же годы близ города, вокруг монастыря Нилова пустынь, возводится каменная крепость), поэтому последовал новый правительственный указ строить город: «Чтоб впредь было крепко и прочно и вечно и в приход воинских людей в городе сидеть было бесстрашно и надежно…».

Для строительства этой осташковской крепости был направлен градоделец Никита Толбузин. Четвертые по счету крепостные сооружения города были наполовину меньше предыдущих и стояли на восточной части старой осыпи. Возле стен глубокий ров. По стене стояли башни, некоторые из них были проезжими. Внутри крепости находились: палатка с боевым снарядом, воеводский двор, приказная изба, пушкарские и осадные дворы разных вотчин как духовного, так и гражданского ведомства, находившихся в окрестностях Осташкова. Две главные тогдашние осташковские церкви во имя Георгия Победоносца и Рождества Христова находились внутри крепости.

Эта крепость просуществовала до 1711 года, когда она тоже сгорела и больше не возобновлялась.

Осташков входил сначала в Новгородскую губернию, с 1775 года — в Тверское наместничество, которое в 1796 году было преобразовано в губернию. Одновременно со статусом уездного города Осташков получил и прямоугольный городской план, сменивший старую хаотическую застройку. К тому же в 1792 и 1799 годах произошли два больших пожара, остатки этой самой застройки почти полностью уничтожившие. Ешё один опустошительный пожар случился в 1868 году.

В Осташкове с 1805 существует любительский театр, один из старейших в России. С 1833 года открыта публичная библиотека, старейшая в уездных городах России. По воспоминаниям писателя Слепцова, неоднократно бывавшего в Осташкове в 19 веке, в городе было много грамотного населения и даже извозчики читали сочинения Дюма.

В 1843 году в городе создана старейшая в России добровольная пожарная команда, здание которой до сих пор используется по назначению. Улицы города были вымощены камнем, кое-где остатки этих каменных мостовых сохранились до сих пор.

В Осташкове издавна существуют два основных вида занятости населения — выделка кож и рыбная ловля. Осташей прозвали ершеедами. Выделка кож требовала наличия воды, поэтому первоначально кожевенные заводы располагались на северной оконечности полуострова. Расцвет Осташкова приходится на конец 18 – первую половину 19 века, с середины 19 века город начал приходить в упадок, что связано с обанкрочиванием купечества и централизацией капитала. В то же время Осташков был более похожим на европейские города, чем другие уездные центры России 19 века.

В городе сохранились многочисленные постройки 18-19 веков, так как Осташков был мало затронут войной с немецко-фашистскими захватчиками, хотя передний край обороны проходил по западному берегу озера Селигер. Город бомбили и обстреливали мало, в основном удары врага приходились на железнодорожную станцию.

Достопримечательности Осташкова

 Знаменский монастырь расположен южнее центра, около Ленинского проспекта, и известен с XVII века. Однако в 1868 году старые постройки монастыря сгорели, и нынешний его ансамбль, окруженный оградой XVIII века, относится к концу XIX века. В ансамбль входят, помимо ограды, Вознесенский собор (стилизованный под русское барокко на грани «кирпичного стиля») с колокольней и жилые постройки. Ныне монастырь не действует, на его территории стоят избы, а в братском корпусе находится торговый центр.

Житенный монастырь находится у северной оконечности города, на полуострове Житное (получившем название от житниц некогда стоявшей на острове Кличен крепости). Точнее, изначально Житное представляло собой остров, который позднее соединили с берегом мостом, а ныне в город ведет дамба. В отличие от Знаменского, Житенный монастырь сохранил ансамбль построек времен своего основания, и включает Одигитриевский собор (1737 год, обезглавлен), надвратную церковь Иоанна Богослова и церковь Андрея Первозванного с трапезной (все постройки — 1767). Архитектура церквей относится к русскому барокко, но все постройки пребывают в плохом состоянии, хотя в монастыре идет активная реставрация. От Житного легко пройти на остров Кличен, куда также ведет мост.

Между улицами Володарского и Печатникова рядом стоят два храма XVII века. Более древняя Воскресенская церковь (1677—85, позднее перестраивалась, но в целом сохранила первоначальный облик) известна хорошо сохранившимися иконами, написанными местным живописцем Миной Колокольниковым, и используется для проведения концертов и музыкальных вечеров (ныне в процессе реставрации). Рядом с церковью находится отдельно стоящая шатровая колокольня. Стоящий здесь же «нарышкинский» Троицкий собор (1697) — самый большой и красивый храм Осташкова, полностью сохранивший изначальный облик. Ныне в соборе размещается краеведческий музей. На колокольню собора (XVIII век) можно подняться (в часы работы музея, обращаться в музей), и с нее открывается прекрасный вид на город и озеро Селигер, а кроме того, на колокольне действует экспозиция колоколов, и проводятся концерты колокольной музыки. Два собора и две высокие колокольни, стоящие недалеко друг от друга образуют запоминающийся, неповторимый силуэт Осташкова, хорошо видимый с Селигера.

 Старейшее гражданское здание города — ратуша (улица Печатникова, 7), расположенная около Троицкого собора, строилась в 1720-е по указу и на деньги Петра Первого. Из-за многих перестроек это здание с мезонином совсем не похоже на древнерусские палаты, хотя и сохранило небольшие их элементы.

Нынешний центр города — площадь Свободы, занятая небольшим, но очень запущенным парком, в котором стоит затерянная среди деревьев колокольня Преображенской церкви (1789, церковь разрушена в советское время), которую изначально хотели оставить как часовую башню, но ныне она заброшена, и памятник партизанам (1958, скульптор А. Тенета), где прототипами скульптур были настоящие партизаны Селигера. За парком расположены скромное кирпичное здание городского театра (основан жителями, бывшими здесь первыми актерами, в Осташкове впервые играли нецензурированную версию «Горя от Ума» Грибоедова), и стоящее неподалеку кирпичное здание пожарной команды с высокой деревянной каланчей.

Интересен въезд в город со стороны пристани (Рабочая улица) — два каменных дома конца XVIII века, образующих «ворота» (Ленинский проспект, 34, 36). В доме №36 когда-то жил шкипер парусного флота, о чем напоминают барельефы на корабельную тематику.

Примечательны и многие здания на улице Володарского, в частности, дом художников Митиных (с мезонином и ионическими колоннами, принадлежал одной из многочисленных осташковских династий художников) и расположенное напротив него бывшее здание краеведческого музея (тоже с высоким мезонином, улица Володарского, 27), рядом с которым стоит Вальский столп — памятник срытым крепостным валам, одна из самых странных и запоминающихся построек в Осташкове.

Музеи Осташкова

Осташковский краеведческий музей. Адрес: улица Володарского, 19, телефон: (48235) 5-16-46. Часы работы 11:00-18:00, выходной понедельник). В целом стандартный районный краеведческий музей: история и природа Селигера, изделия местных промыслов (в том числе обувь) и т.д.