Главная » Тверская область » Заповедные места Тверской области » Печальная история Рыбинского водохранилища

📑 Печальная история Рыбинского водохранилища

14 апреля 2001 г. исполнилось 60 лет с начала затопления Молого-Шекснинского междуречья и образования Рыбинского водохранилища. Исчезновение под водами «рукотворного моря» значительного региона центральной России со своей многовековой историей, культурой, обычаями и традициями — это не красивая легенда о далекой мифической Атлантиде, а суровая быль. Это еще и не утихающая боль тех, кто жил на этой земле, их потомков, всех, кому дорога память о затопленном крае.

В результате создания Рыбинской ГЭС и водохранилища было затоплено 4550 км2 (это почти два государства Люксембург, 1/6 часть территории Бельгии, 1/10 часть Дании, Швейцарии, 1/8 Ярославской области).

История Рыбинского водохранилища началась еще в 1932 году. В это время по инициативе партии и правительства в 1923 году был намечен масштабный план – “Большая Волга”. Целью правительства было превратить реку Волгу в крупную транспортную сеть. Планировалось создание восьми крупных гидроузлов – сейчас это Волжский каскад.

Наличие Молого-Шекснинского междуречья, этой огромной естественной чаши, позволяло создать водохранилище, которое бы полностью зарегулировало годовые стоки трех крупных рек: Волги, Шексны и Мологи. Создание гидроузла у Рыбинска требовало сооружения двух плотин—на Волге и на Шексне, что тоже представляло определенное удобство: на Волге сделать шлюзы, а на Шексне— ГЭС. При большой площади водохранилища можно было назначать максимальный напор, что позволило бы построить гидроэлектростанцию значительной мощности, почти полностью избежать холостых сбросов и создать глубоководные пути до Углича, Череповца и строящегося в то время канала Москва— Волга (теперь канал им. Москвы).

Промежуточную ступень между Иваньковским и рыбинским гидроузлами по новому варианту предполагалось создать у древнего города Углича. Вот такие доводы в пользу Угличско-Рыбинского варианта привели в своем письме к правительства Госплан СССР назначил специальную комиссию для тщательной экспертизы предложенного варианта, возглавляемую известным всей стране строителем Беломоро-Балтийского канала и канала им. Москвы, выдающимся советским гидротехником С. Я. Жуком. Предстояло проделать огромную работу по технико-экономическому обоснованию строительства Рыбинского и Угличского гидроузлов. Необходимо было исследовать действительные запасы воды рек Волги, Шексны и Мологи, выявить геологическое строение мест сооружения гидроузлов, произвести различные гидротехнические, гидрологические, электротехнические, экономические и другие расчеты. Когда вся эта работа была выполнена, стало ясно, что строительство в Ярославле надо прекращать и переносить в Рыбинск и Углич.

Государственная комиссия решила: строительство Ярославского гидроузла, как неэффективного, прекратить; створ гидроузла перенести выше города Рыбинска, разместить его раздельно: на реке Волге — в районе села Переборы и на реке Шексне—невдалеке от устья, выведя таким образом город из зоны затопления, чтобы не препятствовать его будущему развитию; повысить уровень Рыбинского водохранилища до максимальной отметки в соответствии с результатами гидротехнических, гидрологических и экономических расчетов; промежуточную ступень между Иваньковским и Рыбинским гидроузлами назначить выше города Углича, создав тем самым каскад трех взаимно подпертых гидроузлов.

14 сентября 1935 года СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление о сооружении одновременно двух ГЭС, Рыбинской и Угличской. В сентябре этого же года в небольшой деревеньке Переборах, под Рыбинском, начались работы по подготовке строительной площадки.

Первоначально строительство Углического и Рыбинского гидроузлов (Волгострой) было поручено Дмитровскому исправительно-трудовому лагерю, но 16 сентября 1935 года ГУЛАГу НКВД приказано немедленно приступить к организации самостоятельного Управления строительства и ИТЛ (Волголаг). В этом же году в Переборах организовали новую исправительную колонию.

Волголаг, Волжский ИТЛ (исправительно-трудовой лагерь) — подразделение Дмитровлага, созданное 16 сентября 1935. Главной целью Волголага, являлось строительство ряда важных стратегических объектов.

Создание Рыбинского и Угличского гидроузлов по своим масштабам, смелости и оригинальности технических решений не имело аналогов в мировой практике гидротехнического строительства на равнинных реках и нескальных основаниях. Если Нижне-Свирская ГЭС была первым в мире сооружением, построенным на нескальных грунтах, то идея каскада гидроузлов, идея создания больших водохранилищ, позволяющих полностью зарегулировать годовой сток рек, идея наиболее эффективного, комплексного использования водных ресурсов — все это было впервые осуществлено на Верхней Волге.

Принципы, положенные в основу строительства Рыбинско-Угличского каскада, стали классическими и были применены при сооружении не только всех гидроузлов «Большой Волги», но и на других равнинных реках.

Строительство подсобных объектов, сооружений, жилья и объектов соцкультбыта, а также различные изыскательские и исследовательские работы начались с осени 1935 года, когда на утвержденную правительством новостройку стали прибывать рабочие, инженеры и техники, уже имевшие опыт гидротехнического строительства на Волховской, Нижне-Свирской и Днепровской гидроэлектростанциях. К работам широко привлекалось местное население из Рыбинска и его окрестностей.

Одновременно со строительством вспомогательных и основных сооружений Рыбинского гидроузла началась подготовка зон затопления будущим водохранилищем. Для Рыбинского водохранилища площадь затопления составляла около 5000 квадратных километров В зону затопления при Рыбинском гидроузле попадали 663 деревни. С географической карты должен был исчезнуть уездный город Молога. Частично подтоплялись города Калязин, Углич, Мышкин, Брейтово, Весьегонск и Пошехонье-Володарск. Необходимо было переселить на новые места 130 тысяч человек. На площадях, подлежащих затоплению, располагались 408 колхозов, 46 сельских больниц, 224 школы, 258 предприятий местной промышленности Kpoмe переселения людей и перебазирования учреждений и предприятий, предстояло вырубить и вывезти лес с площади в 3645 квадратных километров, построить вновь и реконструировать 150 километров железнодорожных путей, автогужевые дороги, а также пять железнодорожных мостов через Волгу, Шексну и Суду.

Весной, летом и осенью 1940 года у Рыбинска все силы были брошены на перекрытие основных русел Волги и Шексны. После успешного выполнения этих работ, весной 1941 года оставалось только ждать весеннего паводка для затопления земель.

В апреле 1941 года наступил самый ответственный момент в многолетней работе гидростроителей. Все было готово к наполнению водохранилища. Ждали только паводка. 13 апреля 1941 года забетонирован последний пролет Рыбинской плотины. Паводочные воды Волги и Шексны, встретив неодолимое препятствие, начали заливать свои русла и поймы, а затем и Молого-Шекснинское междуречье. Дата 13 апреля 1941 года стала днем рождения Рыбинского водохранилища.

Рыбинское водохранилище и ГЭС были введены в эксплуатацию осенью 1941 г когда немецкие армии были нацелены на взятие Москвы. Исторический момент был таков, что водохранилище пришлось заполнять водой, несмотря на то, что его ложе далеко не было полностью подготовлено к этой операции. Практически не удалось приступить к лесосводке, и затопленные леса многие годы производили унылое и гнетущее впечатление на тех, кто наблюдал эту картину с пароходов или с берега.

Наполнить Рыбинское водохранилище до проектной отметки в 1941 году не удалось—не хватило объема весеннего половодья. Однако в первый же год своего существования рукотворное коре начало жить полнокровной жизнью. Подпор от Рыбинских плотин распространился по Волге на 120 километров, по Мологе—на 226 километров, по Шексне—на 326 километров и по Суде—на 53 километра. На эти расстояния реки стали судоходными. Перекаты ушли глубоко в воду. Пароходы пошли по судоходным трассам. Путь из Рыбинска до Череповца сократился на 77 километров, до Весьегонска—на 40 километров.

Центральная часть территории бывшего административно-хозяйственного и культурного центра затопленного края — города Мологи — находится на небольшой глубине — всего 2 м (?!). В жаркие засушливые годы или когда идет значительное использование воды для выработки электроэнергии, а также регулирование уровня воды в других водохра­нилищах, Молога, как сказочный град Китеж, появляется над водной гладью моря, напоминая о себе и затопленной благодатной земле.

При строительстве водохранилища были разрушены и затоплены не только город Молога, но и 700 сел и деревень, три монастыря (Мологский Афанасьевский женский монастырь, Югская Дорофеева мужская общежительная пустынь, Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь), более 50 церквей, бывшие дворянские усадьбы, которые и в советское время являлись культурными центрами Междуречья, как, например, Борисоглеб и Иловна — усадьбы открывателя «Слова о полку Игореве» графа А.И.Мусина-Пушкина, прах которого покоится на дне моря. Переселено более 130 тысяч человек. Пострадали и другие города Верхневолжья. На 3/4 затоплен Весьегонск. Затоплены или подтоплены набережные, отдельные улицы, пригороды городов Мышкина, Углича, Пошехонья, Череповца. Практически на новое место перенесен районный центр Брейтово — некогда богатое торговое село Мологской земли.

На территории Рыбинского водохранилища были расположены и усадьбы известного художника В.В.Верещагина и его родного брата, основополож­ника промышленного маслосыроделия в России, Н.В.Верещагина.

Наполнение Рыбинского водохранилища обернулось и еще одной трагедией. Ее испытали многие представители животного мира края. Привыкшие к непродолжительным весенним разливам, они и не представ­ляли, какую смертельную опасность им приготовили люди, навсегда перегородившие плотиной и ГЭС русла Волги и Шексны.

Безрезультатно они искали спасения на уменьшающихся с каждым днем островках суши. Все, кто умел плавать, пытались сам о стояте л ьно добраться до спасительного материка, но лишившись сил, тысячами гибли, не сумев доплыть до заветной цели.

При перепечатке просьба вставлять активные ссылки на ru-roads.ru
Copyright oslogic.ru © 2024 . All Rights Reserved.