Заповедные уголки средней полосы
Поиск
По русской провинции на www.ru-roads.ru
Авторизация
Ещё по теме - Раменский район

Небольшой старинный город Подмосковья Бронницы расположен на высоком берегу Москвы-реки. В настоящее время Образует городской округ Бронницы. Находится в Раменском районе, но не принадлежит району. 

Герб города БронницыГород расположен в 52 км к юго-востоку от Москвы и в 13 км от железнодорожной станции Бронницы, на пересечении федеральной автодороги М5 «Урал» и Московского малого кольца.

Когда-то это было село, оно превратилось в небольшой город, протянувшийся вдоль шоссе Москва—Рязань, которое в пределах города является его главной улицей.

Первое упоминание о селе Бронича в летописях относится к 1453 г., когда оно было поместьем московских великих князей, затем царей.

Бронницы в старину были известны как центр коннозаводства — еще в конце XVII в. здесь, в государевом поместье, царь Федор Алексеевич основал конный завод.

В петровское время Бронницы принадлежали известному деятелю того времени А. Д. Меньшикову (подарок царя Петра I). Затем село опять переходит в дворцовое ведомство и только с 1781 г. становится в разряд уездных городов.

В начале XVIII в. в царской усадьбе строится замечательный Архангельский собор (1705 г.), традиционный по своему объемному построению. Основу его составляет квадратный в плане очень стройный и высокий — «в три света» — объем, завершенный пяти- главием.

С востока имеется низкая одноэтажная ансида, а с запада—трапезная часть (позднейшая, 1865 г.). При обычной выполненной в приемах зодчества XVII в. объемной композиции грандиозный Архангельский собор имеет особенности, которые свидетельствуют о характерных для начала XVIII в. новых стилевых устремлениях русских зодчих.

Исследователи отмечают в Архангельском соборе такие особенности: чрезмерную перегруженность верхней части его необычайную пластичность и «скульптурно-живописную игру» верхней части построения, как бы противопоставленной спокойному и уравновешенному облику нижней части сооружения.

В этом храме стройный и высокий объем четверика завершает грузная, даже несколько нависающая над ним аттиковая часть, фасады которой имеют по три прекрасно прорисованные полукружья декоративных закомар, исполненные в крупном рельефе. Над четырехскатной кровлей возвышаются пять барабанов, имеющих совсем уж необычные, очень крупные шарообразные главы; благодаря своей форме и размерам главы почти примыкают одна к другой, образуя мощное, насыщенное пластикой пространственное завершение всего храма.

В основании барабанов глав имеются дополнительные живописные объемные элементы в Биде окружающих их декоративных кокошников, создающих композиционный переход от монолитного объема храма к завершающему его пятиглавию. Тесно сдвинутое в единую группу пятиглавие Архангельского собора, выполненное столь индивидуально и своеобразно, представляет дополнительный ярус храма, состоящий из круглящихся архитектурных объемов, насыщенный пространством, воздухом.

Фасады Архангельского собора имеют великолепные наличники окон апсиды и окон основного объема храма. Три яруса высоких окон с их фигурными обрамлениями служат основным мотивом композиции крупных плоскостей фасада. Дополнением убранства являются пилястры и декоративные пояса, а также карнизы, выполненные из кирпича одновременно с кладкой стен.

Большое впечатление оставляет интерьер Архангельского собора — единый устремленный вверх гармоничный объем его внутреннего пространства полон света; рельефная лепнина из растительною орнамента в виде цветов и трав покрывает узором стены и своды собора.

Такой прием декоративного убранства редко встречается в культовых сооружениях и придает этому памятнику архитектуры дополнительную художественную ценность.

Храмовый ансамбль в Бронницах

Архангельский собор, выстроенный в традициях русской архитектуры XVII в., одновременно в своей основе заключает новые принципы композиции — контраст и повышенную живописность сочетания объемных элементов. Сильный контраст перегруженной, пластически насыщенной верхней части сооружения его уравновешенному основному объему является признаком, более присущим новому, нарождающемуся стилю барокко, проявившемуся здесь лишь в основе замысла храма, выполненного средствами и приемами зодчества XVII в. Вблизи апсид Архангельского собора находится могила декабриста М. А. Фонвизина (1788—1854), а рядом — надгробье над могилой друга и товарища А. С. Пушкина — декабриста И. И. Пущина (1798—1859).

С запада от собора во второй половине XIX в. была выстроена высокая многоярусная колокольня, эклектическая по своей архитектуре и не представляющая художественного интереса.

Севернее Архангельского собора находится Иерусалимский собор постройки 1840 г. Невысокий прямоугольный в плане раздавшийся вширь объем с одной крупной полукрутой апсидой завершен барабаном с куполом. Северный, южный и западный фасады украшены четырехколонными портиками дорического ордера хороших пропорций. Плоские пилястры, чередуясь с крупными окнами, перекрытыми полуциркульными арками, являются основными элементами композиции фасадов Иерусалимского собора — характерного сооружения стиля русского классицизма.

В конце XVIII в., после того как в 1781 г. село Бронича стало уездным городом, здесь постоянно находился конный полк, для размещения которого были выстроены казармы в стиле русского классицизма. Комплекс этих построек отличается ясностью планировочного замысла, оригинальностью выполнения. В состав ансамбля казарм, который возник на протяжении конца XVIII — первой половине XIX в., входили: обширный корпус собственно казарм, корпуса для офицеров, помещения конюшен, окружавшие обширный двор.

Наиболее выразительны по архитектуре угловые и центральный — проездной павильоны, выстроенные с применением типичных приемов архитектуры русского классицизма. Рустовка стен, полукруглые окна верхних гладких протяженных стен с прекрасно прорисованным дорическим карнизом создают характерный облик сооружений ансамбля, отличающегося суровой простотой, лаконизмом, художественной выразительностью и совершенством.

Бронницы сохранили до сих пор облик старинного русского города. Собранные в единую живописную группу упомянутые выше сооружения с Архангельским собором и высокой колокольней при подъезде к городу заметны задолго до того, как становится видна его рядовая застройка. Соразмерные в своих масштабах памятники старинного зодчества и жилая застройка образуют единое композиционное целое, характерный, присущий этому городу облик.