Заповедные уголки средней полосы
Поиск
По русской провинции на www.ru-roads.ru
Авторизация

«Ахтырка» — усадебно-парковый комплекс, стоявший на берегу реки Воря в одноимённой деревне Сергиево-Посадского района Московской области, в четырех километрах от Хотьково. Классический памятник московского ампира, единственный по чистоте стиля во всём Подмосковье.

В прошлом Ахтырка именовалась Денисово, Дудкино тож, и впервые она упоминается в грамоте великого князя Ивана III в 1504 году. В 1694 году Дудкино принадлежало И.А. Панину, а затем ее владельцем стал В.Н. Татищев (1686—1759) — знаменитый историк и горный деятель, президент Берг-коллегии, основатель Екатеринбурга и уральских горных заводов. В 1734 году у В.Н. Татищева поместье купил князь И.Ю. Трубецкой, и с той поры до 1879 года оно оставалось во владении Трубецких.

В 1772 году, при Н.И. Трубецком, здесь была построена церковь во имя иконы Ахтырской Богоматери, после чего и село стало именоваться Ахтыркой. Вероятно, в эти же годы или несколько ранее в Ахтырке были сооружены деревянные усадебные постройки и разбит небольшой сад. Но настоящее большое строительство здесь началось только в первой трети XIX века.

Усадьба АхтыркаУсадьба князей Трубецких некогда была одной из красивейших в Подмосковье. Главные ее постройки созданы в 1820-х годах блестящим мастером московского ампира архитектором А. С. Кутеповым. Это была единственная в Подмосковье усадьба, целиком выдержанная в духе ампира. Дом-дворец, увенчанный куполом, горделиво высился на холме над запруженной речкой Ворей. Парадный фасад усадебного дома украшал шестиколонный портик. Противоположный фасад был обращен к реке и саду. По сторонам главного дома стояли два,флигеля, выстроенные в тех же ампирных формах, что и главный дом.

Несмотря на внешний блеск, жить в этом доме, по воспоминаниям Е.Н. Трубецкого, было тесно и неуютно. «Как и все старинные усадьбы того времени, она больше всего была рассчитана на парад, чем на удобства жизни, — писал Е.Н. Трубецкой про ахтырскую усадьбу. — Удобства, очевидно, приносились тут в жертву красоте архитектурному стилю. Парадные комнаты — «зало», «биллиардная», «гостиная», «кабинет» были великолепны и просторны, но рядом с этим — жилых комнат было мало и были они частью проходные, низенькие и весьма неудобные.

Казалось, простора было много — большой дом, два флигеля, соединенные с большим домом длинными галереями, все это с колоннами «ампир» и с фамильными гербами на обоих фронтонах большого дома, две кухни в виде отдельных корпусов ампир, которые симметрически фланкировали с двух сторон огромный двор перед парадным подъездом большого дома. И, однако, по ширине размаха этих зданий помещение было сравнительно тесным. Отсутствие жилых комнат в большом доме было почти полное. А флигеля с трудом помещали каждый небольшую семью в шесть человек. Когда нас стало девять человек детей, мы с трудом размещались в двух домах…»

Дом окружал обширный липовый парк. К нему примыкал так называемый Верхний, пейзажный парк, а точнее — просто лес, который расчистили, устроили лужайки, а над оврагами перекинули легкие березовые мостики. Искусственных насаждений в нем почти не было. В глубине парка стояла двухэтажная беседка «Эрмитаж», увенчанная эоловой арфой, издававшей при порывах ветра мелодичные звуки.

Памятник Княгине Наталии Сергеевне Трубецкой

Памятник владелице с надписью:
«Княгине Наталии Сергеевне Трубецкой сооруженъ сыномъ ея князем Петром Ивановичем 1859 года августа 26 дня».

По замыслу архитектора, на берегу Вори должна была быть устроена Египетская пристань — в духе древних пристаней на Ниле в «стовратных Фивах». Но этот замысел так и не был осуществлен, несмотря на то что на одной из старинных литографий можно видеть Египетскую усадьбу как существующую. Но это было, увы, всего лишь мечтание…

Живописную усадьбу в Ахтырке не раз изображали художники.

Последний владелец усадьбы из рода Трубецких — князь Н.П. Трубецкой — был председателем Российского Музыкального общества. При его участии и его материальной помощи была создана Московская консерватория. В Ахтырку приезжали П.И. Чайковский, Н.Г. Рубинштейн.

В 1879 году, чтобы выручить брата — Ивана Петровича Трубецкого, проигравшегося и попавшего в долговую яму — Н.П. Трубецкой был вынужден продать свое имение, которое затем переходило из рук в руки. Последний хозяин Ахтырки — С.И. Матвеев — превратил усадьбу в процветающее хозяйство с оранжереями, где круглый год выращивались цветы.

Одну из дач в Ахтырке летом 1881 года снимал художник В.М. Васнецов, который написал здесь этюды «Пруд в затишье», «У опушки», «Осока», «Затишье». Здесь Васнецов работал и над своей известной картиной «Аленушка», которую И.Э. Грабарь назвал обаятельной лирической поэмой о чудесной русской девушке, одной из лучших картин русской школы. До сих пор в Ахтырке сохраняется «Аленушкин пруд», запечатленный на полотне Васнецова.

В 1921 году Д.С. Ганешин еще застал усадьбу почти целой, в то время здесь находился детский дом. Позднее А.Н. Греч в своем знаменитом «Венке усадьбам» утверждал, что усадьбу в 1917 году поджег владелец Ахтырки — князь Е.Н. Трубецкой (1863—1920), чего не могло быть хотя бы потому, что Е.Н. Трубецкой к тому времени никакого отношения к Ахтырке не имел. Усадебный дом действительно сгорел, но позднее — в 1920-х годах.

Постепенно разрушились и были разобраны флигели. «Недавнее пепелище заросло травой, крапивой и бурьяном, — с горечью писал А.Н. Греч. — Одиноко и оголенно стоит церковь, больше не ведет никуда дорога, охваченная пилонами въездных ворот… Над пепелищем склонили свои ветви плакучие березы, точно на кладбище».

От всего комплекса усадьбы уцелела только церковь Ахтырской Божьей Матери с трехъярусной колокольней, построенная по проекту А.С. Кутепова в 1821—1825 годах. Она принадлежит к числу выдающихся произведений московского ампира. Сейчас церковь снова действует, но в предыдущие годы она была разорена и первоначальное убранство ее — лепнина, живопись в технике «гризайль», окраска стен под серый мрамор — в значительной мере утрачено. Погибли иконы, роспись купола, белый с золотом иконостас.

Службы в храме возобновились в 1991 г. Чтимая Ахтырская икона, подаренная храму, украшена многочисленными дарами прихожан и паломников. Прекрасный иконостас — дипломная работа выпускников иконописной школы при Московской Духовной Академии. Образцом деисусного чина послужил деисусный ряд из Высоцкого Серпуховского монастыря, заказанный основателем монастыря преподобным Афанасием в Византии и хранящийся ныне в Третьяковской галерее.

Кроме церкви об усадьбе в Ахтырке напоминают лишь подъездная аллея, обсаженная липами и елями, да сильно одичавший пейзажный парк.