Заповедные уголки средней полосы
Поиск
По русской провинции на www.ru-roads.ru
Авторизация

Герб города Сергиев ПосадСтаринный Русский город Сергиев Посад находится в 70 км к северо-востоку от Москвы. Историческое ядро современного города — ансамбль зданий знаменитой на всю Россию Троице-Сергиевой лавры, строительство которой было начато в середине XIV в. В то время от набегов татар разорялись города и села, а люди уходили в другие места. Так, переселилась в маленький городок Радонеж (сейчас это село) и семья ростовского боярина (Ростов тогда был больше Москвы). Средний из его трех сыновей — Варфоломей — вошел в историю России под именем Сергий Радонежский (ок. 1321-1391) и стал основателем монастыря и будущего города.

В 1345 г. в лесных окрестностях Радонежа монах Сергий с собравшейся здесь братией построил небольшой деревянный храм в честь Троицы. С этого здания началось рождение монастыря — будущего духовного и культурного центра земель, находившихся в то время под татарским гнетом.
В монастыре собирались иконописцы и переписчики книг, здесь появились библиотека и мастерская художественных ремесел, позднее стало вестись летописание. Сергий, будучи уже игуменом, бывал во многих землях, пытаясь мирить их князей, разбудить у народа чувство патриотизма, способствовать единению Руси. Приучастии Сергия и егоучеников в Северо-Восточной Руси было основано около 30 монастырей, он ввел праздник Святой Троицы и способствовал развитию национального искусства.

В 1380 г. Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия на битву с Золотой Ордой и отправил вместе с воинами на Куликово поле двух мо- нахов-богатырей — Александра Пересвета и Родиона Ослабю, которые погибли в бою с татарами. В 1385 г. Сергий выступил посредником в конфликте между московскими и рязанскими князьями.

Через 17 лет после кончины Сергия монах Андрей Рублев написал икону Святой Троицы — главную икону Троицкого собора. Художник с помощью образов иконы воплотил то, что просил в молитвах Сергий, — на Руси должно сложиться народное братство, а духовное должно победить звериное.

Русская православная церковь канонизировала монаха Сергия Радонежского в 1422 г., назвав его святым, молитвенником и заступником Русской земли. Спустя 30 лет после его смерти вместо деревянного Троицкого собора строится каменный. Росписи стен и икон в нем выполнены Андреем Рублевым и Даниилом Черным. Рака с мощами Сергия и сегодня находится в этом храме. А в музее города хранится надгробная пелена с изображением святого Сергия. Преемником Сергия Радонежского стал игумен Никон. Благодаря его активной деятельности монастырь получил земельные пожалования и вклады, стал владеть сотнями деревень, рыбными промыслами, соляными варницами. В 1408 г. обитель была сожжена татарами, но самые ценные реликвии сохранились.

В течение XV и XVI вв. монастырь прирастал новыми постройками, причем возводить их помогали мастера других земель. Так, в 1476 г. церковь Святого Духа возводили псковские каменщики. Верх ее необычен — с колокольней под главкой. «Иже под колоколы» — называли такие церкви наши предки.

Иван Грозный велел окружить монастырь мощной каменной стеной с 11 башнями, сделав его частью оборонной системы вокруг Москвы. Он же выделил средства на строительство большого пятиглавого каменного собора Успения Богоматери, который по формам напоминал одноименный собор в Московском Кремле. Позднее, в XVII в., интерьер этого храма оформили мастера из Ярославля. В соборе — огромный резной иконостас, включающий работы известного художника XVII в. Симона Ушакова. С задней его стороны, высоко вверху, устроена площадка для певчих. Современники писали, что хор монахов звучал «аки с небес».

У северо-западного угла Успенского собора стоит низкое прямоугольное сооружение — гробница Годуновых. Среди тех, кто там похоронен, — царевна Ксения Борисовна, славившаяся не только красотой, но и добротой, отзывчивостью, а еще умелыми руками, что очень ценилось нашими предками. В городском музее хранится вышитое ее руками покрывало на церковный престол. На нем шелком, золотом, серебром, драгоценными камнями вышиты изображения Богоматери, Иисуса Христа, Иоанна Предтечи и поклоняющихся им Сергия Радонежского и Никона.

От каменной стены XVI в. сохранились Красная башня с воротами, Сушильная башня, Звонковая башня, Пивная башня с ледниками, Луковая башня. С конца XIV в. вокруг монастыря стали складываться села и слободы, которые постепенно создали новое жилое образование — Сергиев Посад. Поднялся каменный ансамбль Введенской и Пятницкой церквей (1547).

В 1608-1610 гг. город героически выдержал осаду польско-литовских войск, активно поддержал народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. В монастыре был размещен военный гарнизон, а к западу от него появились Пушкарская и Стрелецкая слободы. В мирное время заселились еще три слободы — Конюшенная, Иконная, Поварская.

В начале XVII в. на территории монастыря появились каменные Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия — единственной шатровой церковью в ансамбле монастыря. Еще не так давно это здание было полуразрушенным, но архитектор-реставратор И. В. Трофимов вернул былую красоту чудесному красно-белому храму с высоким граненым шатром, украшенным зелеными поливными изразцами.

В конце XVII в. в лавре была перестроена старая трапезная. В ней появился большой зал с широким сомкнутым сводом, конструкция которого для того времени была серьезным инженерным достижением, долго остававшимся непревзойденным.

Ко второй половине XVII в. относится путевой дворец царя Алексея Михайловича — Царские чертоги. Государь часто приезжал в монастырь в сопровождении огромной свиты — до 500 человек. Всех нужно было разместить. Здание это, простое по формам, лишь частично украшено снаружи изразцами. Внутри — богатая лепная отделка и изразцовые печи, две из которых сохранились до наших дней.

B XVIII в. монастырь получил статус лавры как большой и особо значимый мужской монастырь. Здесь была открыта духовная семинария. Под наблюдением московских архитекторов — И. Мичурина, а позднее Д. Ухтомского — велось строительство главной высотной доминанты монастыря и города — пятиярусной колокольни.

Троице-Сергиевский монастырь. Сергиев посад. 1841г.

Троице-Сергиевский монастырь. Сергиев посад. 1841г.

В 1745 г. была начата постройка Смоленской церкви по проекту известного позднее всей России, а тогда еще молодого архитектора Дмитрия Ухтомского. В плане храм представляет собой восьмиграннике выпуклыми и вогнутыми криволинейными гранями. Здание стоит на высоком белокаменном цоколе. В завершении — восьмигранный купол. Смоленская церковь сегодня далека от первозданного вида, т. к. с годами изменена пристройками и переделками.

В 1790 г. в ансамбле монастыря появилось еще одно сооружение — Конный двор. Вокруг монастыря, в посадах, со временем стали строиться новые приходские храмы (все в стиле барокко).

В 1792 г. был разработан план для дальнейшего развития Сергиева Посада. Прямоугольная сетка улиц сочеталась в нем с веерной прокладкой основных магистралей, ориентированных на ансамбль лавры.

Старинный герб Сергиева Посада

Старинный герб Сергиева Посада

В 1814 г. в стенах монастыря разместилась, переехав из Москвы, знаменитая Славяно-греко-латинская академия, в стенах которой учились будущий ученый М. Ломоносов, поэты А. Кантемир и В. Тредиаковский, создатель русского фарфора Д. Виноградов и другие известные люди России.

К востоку от лавры складывается торгово-административная площадь. Здесь строится гостиница (1823) в стиле классицизма, обновляются торговые ряды. Улицы города застраиваются в основном двухэтажными домами, где нижний этаж как правило складывался из кирпича. Основными занятиями жителей в XVIII—XIX вв. были торговля и обслуживание паломников.

В 1845 г. проложили шоссе на Москву, которое прошло через Сергиев Посад, а в 1862 г. город соединила со столицей железная дорога. В связи с этим в 1861 г. в монастырском комплексе появилось здание гостиницы. КЖв. относится и ограда бывшего монастырского сада.

После революции 1917 г. имущество лавры и Духовной академии национализировано декретом «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой лавры».

С 1919 по 1946 г. Троице-Сергиева лавра была закрыта.