Заповедные уголки средней полосы
Поиск
По русской провинции на www.ru-roads.ru
Авторизация
Ещё по теме - Красногорский район

Музей-усадьба «Архангельское» находится в Красногорском районе Московской области, на 20 километров западнее Москвы. Эта усадьба — уникальный памятник русской художественной культуры. Всемирную известность Архангельскому принесли и величественная красота самой усадьбы, и разнообразие уникальных музейных коллекций.

Архангельское, вероятно, самая известная из подмосковных усадеб потому, что это — единственный сохранившийся дворцово-парковый ансамбль Подмосковья (не считая Останкина и Кускова, которые давно вошли в черту Москвы). Когда-то таких музеев-усадеб в Подмосковье и во всей России было много, но в 1920—1930-е годы они все были уничтожены и разграблены. В Архангельском же сохранился выдающийся архитектурно-художественный ансамбль, замечательный памятник русской культуры рубежа XVIII—XIX веков. Над его созданием работали несколько поколений выдающихся мастеров. До наших дней усадьба сохранила все основные элементы планировки и застройки. При всей уникальности художественных приемов, примененных в Архангельском, эта усадьба концентрирует в себе все лучшее, что было создано в русском усадебном искусстве XVIII—XIX веков.

Первое упоминание об Архангельском относится к 1537 году. В XVII веке его владельцами стали князья Одоевские, при которых на крутом берегу Москвы-реки был поставлен боярский двор с хоромами и каменной церковью Михаила Архангела (1667). Она была построена известным зодчим Петром Потехиным при тогдашнем владельце Архангельского боярине Я.Н. Одоевском и отчасти напоминает церковь в расположенном неподалеку Никольском-Урюпине.

С 1681 по 1703 год вотчина принадлежала князю М.Я. Черкасскому. В 1703 году Архангельское стало владением князя Д.М. Голицына, сподвижника Петра I, а позже члена Верховного тайного совета, управлявшего государством после смерти Петра. В 1730 году после неудачной попытки «верховников» ограничить в свою пользу самодержавную власть императрицы Анны, Д.М. Голицын ушел в глухую оппозицию ко двору, удалился в Москву и занялся исключительно устройством своей вотчины. При нем в Архангельском был разбит регулярный парк и построен новый господский дом, о котором известно только, что в нем имелось 13 комнат и зал с камином. Закончить обустройство усадьбы Д.М. Голицыну не удалось: в 1736 году по указу императрицы Анны Иоанновны он был арестован и заточен в Шлиссельбургскую крепость, где и скончался.

В 1780-х годах его внук князь Н.А. Голицын затеял реконструкцию дедовской усадьбы. При нем в Архангельском были сооружены обширные оранжереи, каменные террасы, павильоны в парке. На месте старого дома по проекту французского архитектора шевалье де Герна был выстроен великолепный дворец. Отделка его помещений была завершена уже при новом владельце Архангельского — князе Н.Б. Юсупове. Богатый вельможа, известный коллекционер и любитель искусств, Юсупов купил Архангельское в 1810 году для. размещения своих коллекций.

Отделочные работы в усадьбе велись под руководством крепостного архитектора В.Я. Стрижакова. Ему же пришлось делать ремонт в усадьбе после того, как в 1812 году ее разграбили наполеоновские войска. Помимо Стрижакова в Архангельском работали известные архитекторы той поры О.И. Бове, С.П. Мельников, Е.Д. Тюрин. Последний при участии итальянских мастеров восстанавливал дворец после пожара, случившегося в 1820 году.

Въезд на парадный двор оформляет триумфальная арка с коваными, изящного рисунка, воротами французской работы. В центре двора — клумба со скульптурой «Менелай с телом Патрокла» — копией с античного оригинала. Двор охватывают мощные колоннады, которые объединяют величественный двухэтажный, увенчанный бельведером дворец с боковыми флигелями. Фасад дворца украшает четырехколонный портик. Колоннады галерей, обрамляющих с боков парадный двор, придают ему вид миниатюрного римского форума.

При входе во дворец расположен вестибюль, расписанный в технике гризайль — живопись, имитирующая барельефную лепку. Через вестибюль можно попасть в парадный Овальный зал, предназначавшийся для балов, приемов и концертов. На высоких хорах, поддерживаемых шестнадцатью коринфскими колоннами, размещался оркестр. Всего во дворце 16 комнат. Верхний этаж был жилым, семейным, нижний — парадным, предназначенным для приемов гостей. Здесь, в частности, размещалась богатейшая коллекция произведений искусства, собранная Н.Б. Юсуповым.

Она включает в себя полотна западноевропейских художников конца XVII — начала XVIII века. Ведущее место в галерее Юсупова занимала французская живопись — Ж. Тассель, А. Манже, Г.Ф. Дуайен, А.Ш. Карафф, Ф. Буше, Н. де Куртейль, панно и картины работы Клода Жозефа Верне и Гюбера Робера — художников, с которыми князь Н.Б. Юсупов познакомился, сопровождая в 1782 году наследника Павла Петровича и его жену Марию Федоровну, путешествовавших по Европе под именем графа и графини Северных. Из итальянских живописцев здесь можно видеть полотна Дж. Б. Тьеполо, Г. Гандольфи, Ф. Тревизани, П. Ротари, Ф. Тирони, из голландских — Ван Дейка, К. Берхема, Ф. Воувермана. Русской живописи в собрании Архангельского мало.

Обширный парк Архангельского принес усадьбе славу «Подмосковного Версаля». По проекту итальянского архитектора Д. Тромбаро перед дворцом в 1790-х годах были устроены три террасы с мраморными балюстрадами. На террасах разбиты цветники, балюстрады украшены вазами, статуями, бюстами античных богов, героев и философов. От верхней террасы дом, стоящий на низком фундаменте, будто бы вырастает прямо из зелени стриженого газона. По сторонам центральной дорожки симметрично посажены лиственницы и расставлены большие беломраморные вазы.

Лестница с террасы спускается в обширный регулярный парк. Здесь над береговым обрывом Москвы-реки когда-то стояли беседки-«миловиды», от которых открывался далекий вид на заречные луга и леса, Лимонная и Лавровая оранжереи, уничтоженные в 1937 году. С правой стороны от главного дворца стоит изящный, украшенный четырехколонным портиком малый дворец «Каприз», построенный на рубеже XVIII— XIX веков для жены князя Н.А. Голицына и позднее надстроенный на один этаж. Рядом расположены павильоны «Чайный домик» (1829) и построенный в 1819 году «Храм Екатерины» с бронзовой статуей Екатерины II в образе Фемиды, богини правосудия. В левой части парка, над фонтаном с мраморной группой «Мальчик с гусем», в 1850-х годах была сооружена Розовая беседка, отделанная искусственным мрамором.

В восточной части усадьбы по проекту архитектора Р.И. Клейна в 1916 году была построена в стиле неоклассицизма величественная усыпальница Юсуповых — так называемая Колоннада. Ее облик навевает в памяти образ Казанского собора в Петербурге. За усыпальницей находится овраг, за которым на горе стоит самое старое сооружение усадьбы — церковь Михаила Архангела, построенная еще при Одоевских. У ее стен находились могилы некоторых владельцев усадьбы.

В западной части усадьбы, в сосновой роще, стоит здание прославленного юсуповского театра. Оно было спроектировано известным московским архитектором О.И. Бове при участии итальянского архитектора и декоратора П.Г. Гонзаго, чье имя неразрывно связано с историей императорских театров конца XVIII века. Владелец Архангельского по должности своей имел близкое соприкосновение с артистическим миром конца XVIII — начала XIX века. Последние постановки ставились на сцене Архангельского театра в 1896 году.

Очень красив театральный зал, выполненный в палладианском духе, окруженный колоннами и двумя рядами лож. Славу театру принесли декорации, работы Пьетро Гонзаго, создававшие необычайную иллюзию сводчатых помещений. Из двенадцати смен декораций до наших дней сохранились четыре. Сохранился и занавес, выполненный по рисунку Гонзаго. Усадебный театр в Архангельском, вошедший в историю театрального искусства, является памятником мирового значения.

Из служебных построек усадьбы сохранились только две: так называемые «Ворота над оврагом» — двухэтажный флигель конца XVIII века, реконструированный после Отечественной войны 1812 года, и Конторский флигель (1822—1823), который когда-то венчала 18-метровой высоты башня.

Усадьба сильно пострадала в 1812 году во время французской оккупации. После войны большинство ее построек подверглось реконструкции с учетом новых веяний в архитектуре.

К 1830 году усадебный ансамбль в Архангельском был окончательно завершен. Спустя год старый князь Н.Б. Юсупов умер. Его наследники уделяли усадьбе значительно меньше внимания и даже вывезли отсюда часть картин и скульптур. Была продана ботаническая коллекция, распущены оркестр и театральная труппа. Только при последнем владельце Архангельского, князе Ф.Ф. Юсупове-Сумарокове-Эльстон, к усадьбе вернулась былая слава. В эту пору сюда приезжали художники А.Н. Бенуа, В.А. Серов, К.А. Коровин, К.Е. Маковский, пианист К.Н. Игумнов и многие другие деятели русской культуры.

В 1918 году по инициативе И.Э. Грабаря Архангельское было взято под охрану государства, а в 1919 году здесь открылся музей.

В 1934 году в парке Архангельского были выстроены два санаторных корпуса, исказивших облик ансамбля и закрывших вид от дворца на Москву-реку.

Усадьба Архангельское в наше время представляет собой музей с уникальными собраниями живописи XVII — XIX веков, гравюры, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. В музее хранится одна из крупнейших в России коллекций редких книг — около 16 тысяч томов.

С 1998 года в музее-усадьбе Архангельское, возрождающей прежние традиции, проводятся концерты классической музыки «Осенний дивертисмент в Архангельском» и музыкальные вечера под открытым небом.

Как доехать до Музея усадьбы Архангельское:

Автомобилем:

по Волоколамскому либо Новорижскому шоссе до поворота на Ильинское шоссе, далее — до музея-усадьбы «Архангельское»;

общественным транспортом:

  1. от ст. метро «Тушинская» м/т № 151 до ост. «Санаторий» либо авт. № 541,549 до ост. «Архангельское»;
  2. от ст. метро «Рижская», «Дмитровская», «Войковская», «Тушинская» эл./п до ст. Павшино, далее — м/т » 31 до ост. «Санаторий», м/т № 49 до ост. «Архангельское».
  3. от ст.метро «Строгино» м/т № 66 до ост. «Санаторий»

Режим работы Музея-усадьбы Архангельское:

10 ноября — 17 апреля:

Парк открыт:
понедельник-пятница с 10.00 до 18.00 (кассы до 17.30),
суббота, воскресенье и праздничные дни с 10.00 до 19.00 (кассы до 18.30)

Экспозиции и выставки открыты:
среда-пятница с 10.00 до 16.00 (кассы до 15.30)
суббота, воскрсенье и праздничные дни с 10.00 до 17.00 (кассы до 16.30).

в дни проведения концертов залы «Колоннады» и дворца закрываются для посетителей за один час до начала мероприятий.

18 апреля — 9 ноября:

парк открыт ежедневно с 10.00 до 21.00 (касса до 20.30),
экспозиции и выставки открыты среду — пятницу с 10.30 до17.00 (касса до 16.30),
в субботние, воскресные и праздничные дни с 10.30 до 18.00 (касса до 17.30)
в дни проведения концертов залы «Колоннады» и дворца закрываются для посетителей за один час до начала мероприятий.