Заповедные уголки средней полосы
Поиск
По русской провинции на www.ru-roads.ru
Авторизация

Расположенный на крутых холмах левого берега Москвы- реки, подмосковный Звенигород впервые упоминается в документах под 1339 г. в духовной грамоте Ивана Калиты. Однако о его более раннем возникновении свидетельствуют курганы с захоронениями вятичей, относящимися к ХI-ХIII векам, и результаты раскопок — керамика и украшения домонгольского времени.

Герб города ЗвенигородЗвенигород возник в XII в. как город-крепость. Основал его Юрий Долгорукий и назвал по одному из южных Звенигородов, существовавших в Галицкой земле и под Киевом.

Во время нашествия на Русь хана Батыя Звенигород, очевидно, был разграблен, но продолжал существовать. Уцелел он и после разорения войсками Тохтамыша (1382) и отрядами Едигея (1408). Эти трагические события не помешали быстрому экономическому развитию города. О том, что Звенигородское удельное княжество было доходным, свидетельствует размер выплачивавшейся в Золотую Орду дани: в 1433 г. она составляла 511 рублей (Серпухов, к примеру, платил тогда 48 рублей с полтиной).

Самостоятельной политики первые звенигородские князья не вели и в городе нежили. Расцвет Звенигорода связывают с именем второго сына Дмитрия Донского — Юрия. Получив в 1389 г. после смерти отца в удел Звенигород, Юрий Дмитриевич превратил его в свою резиденцию, построил дворец и жил в нем 36 лет.

На рубеже XIV-XV вв. Успенский собор на Городке были возведены Успенский собор, придворный храм на территории Кремля и еще один каменный собор — в Саввино-Сторожевском монастыре, основанном по указанию Юрия Дмитриевича.

Князь укрепил резиденцию мощным валом с деревянной стеной. Вал с шириной у основания 20 м и высотой до 8 м дошел до наших дней. На площадке, окруженной валом, эффектно возвышается Успенский собор, который также называют собором на Городке. Сложенный из белого камня одноглавый храм отличается тщательной декоративной разработкой и по архитектурному мастерству и изысканности принадлежит к лучшим образцам раннемосковского зодчества.

Расписывать соборы в Звенигород пригласили Андрея Рублева, тогда еще малоизвестного художника. В городе находятся самые ранние его работы, здесь художником написаны иконы так называемого «Звенигородского чина», а в соборах до сих пор сохранились фрагменты фресок, выполненных им и его учениками.

Ансамбль Саввино-Сторожевского монастыря создавался на протяжении пяти веков, начиная с XV в. Монастырь расположен в двух верстах от Звенигорода на холме, носящем название Сторожи (гора Сторожевская), который, по-видимому, был наблюдательным пунктом, охранявшим рубежи Северо-Восточной Руси, а затем Москвы.

По просьбе Юрия Дмитриевича для основания монастыря приехал монах Савва из Троице-Сергиевой лавры, ученик Сергия Радонежского. Как и все монастыри того времени, Саввино-Сторожевский был деревянным — с храмом Рождества Богородицы, кельями и тыном из дубовых бревен.

В XVI в. монастырь пришел в запустение. Иван Грозный, посетивший эту обитель, выразил недовольство:

«А на Сторожах до чего дожили? Уже и затворити монастыря некому: по трапезе трава растет».

Польско-литовская интервенция стала для монастыря тяжелым испытанием. В 1618 г. польский королевич Владислав неделю стоял в Звенигороде со своим отрядом. «Литовские люди» забрали монастырские деньги, лошадей, съестные припасы. Однако постепенно хозяйство Саввино-Сторожевского монастыря начало восстанавливаться, а в середине XVII в. при царе Алексее Михайловиче, избравшем эту обитель для своей загородной резиденции, наступил его расцвет. На расширение, перепланировку монастыря, возведение кирпичной крепостной стены и новых сооружений царь пожаловал в общей сложности более 50 тысяч рублей золотом.

Звенигород. Саввино-Сторожевский монастырь

Зодчие по сути создали весь ансамбль монастыря заново, построили уникальный «каменный град». Организующим центром, занимающим самую высокую точку монастырской площади, стал древний Рождественский собор. Это древнейшее здание Саввино-Сторожевского монастыря (1405) — одно из немногих дошедших до нас произведений раннего московского зодчества. Ближе всего к Рождественскому собору расположен дворец Алексея Михайловича, а чуть ниже — царицыны палаты. Звонница, выросшая напротив собора, стала вторым композиционным центром, она как бы отделяет парадный двор от хозяйственной части.

Строительство крепостной стены шло быстро. Образцом послужила крепость Троице- Сергиева монастыря в Загорске, однако высота и ширина стен здесь значительно меньше, да и башни на углах крепости Саввина монастыря уступают по своим размерам. Из семи башен теперь осталось шесть: Житная (служила складом зерна), Усовая, выступающая наружу углом, Красная над входными воротами и три башни безымянные.

Наибольшую близость к архитектуре стен и башен обнаруживает Сергиевская (Троицкая) надвратная церковь, она как бы включена в систему крепостной обороны. Это позволяет сделать вывод, что церковь построена одновременно с крепостью.

Здание трапезной — четырехэтажное, с углубленным в землю на шесть метров белокаменным подклетом — для своего времени воспринималось как чудо строительной техники. Спустя 150 лет верхний этаж, где размещалась казна с тайниками, пришлось разобрать — обрушились его перекрытия. На третьем этаже размещалась громадная столовая палата, которая отапливалась проходящими в ее стенах трубами кухонных печей.

Четырехъярусная колокольня-звонница примыкает к южной стороне трапезной. В конце XVII в. над ней появились четыре шатровые башенки, одна — с голландскими часами. В монастыре был отлит колокол (1667), звоном которого славился Звенигород и который был изображен на гербе города.

Колокол весил 2125 пудов и висел в центральном проеме колокольни. Во время Великой Отечественной войны он разбился, когда его стали снимать. При падении колокол пробил все своды. Впоследствии все шесть сводов колокольни и южное крыльцо со входом в трапезную были восстановлены.

К восточной стороне трапезной примыкает Преображенская церковь, построенная в 1693 г. на средства царевны Софьи в память пребывания ее в Саввино-Сторожевском монастыре во время стрелецкого бунта.

Малолетний Петр I проводил учебную осаду монастырских стен потешным войском, а спустя несколько лет уже регулярные его войска разбили восставшие стрелецкие полки недалеко от Звенигорода. Указом царя Петра мятежники были заключены в подвалы Саввино-Сторожевского монастыря и в феврале 1699 г. отправлены на казнь в Москву.

В Отечественную войну 1812 года Рождественский собор и весь монастырь были разграблены отрядом французских войск во главе с генералом Богарне. А после Октябрьской революции хозяйство монастыря национализировали и открыли в нем музей.

Древности Звенигорода чудом уцелели после неприятельских нашествий — от татарских ханов до фашистских варваров. В начале XX в. гора Сторожевская стала излюбленным местом прогулок как местного населения, так и туристов. Вокруг нее появились «аллея любви», «тихая долина», «окно Левитана»…  Это поистине заповедное место. Русские зодчие мастерски вписали свои сооружения в ландшафт, не нарушив гармонии природы, а лишь усилив ее очарование.