Заповедные уголки средней полосы
Поиск
По русской провинции на www.ru-roads.ru
Авторизация

Герб города СуздальНа страницах летописей упоминание о Суздале появилось в 1024 г., но современные археологические открытия говорят о существовании поселения на этом месте еще в IX столетии, В XI в. это был крупный русский город, в середине XII — столица Ростово-Суздальского княжества, а в XIII — начале XIV в. — Суздальского.

На рубеже X—XI вв. в излучине реки Каменки была возведена крепость. Город окружили земляные валы, на которых поднялись бревенчатые стены с башнями. Позднее крепость не раз разрушали, но горожане опять ее восстанавливали. Последние укрепления кремля были уничтожены пожаром в XVIII в.

В 1222-1235 гг. в кремле суздальцы возводят, «не ища мастеров от немец», белокаменный Рождественский собор. В Лаврентьевской летописи так говорится об этом событии: «…великий князь Гюрги заложи церковь каменьну святыя Богородица в Суждали на первем месте разрушив старое зданье, понеже учала бе рушитися старостью и верх ея впал бе».

Рождественский собор, несмотря на значительные перестройки в XVI—XVII вв., остался величественным зданием, одним из древнейших памятников суздальской архитектуры. Шесть внутренних столбов поддерживают своды и главы храма. Наружные стены украшены резными женскими масками, фигурами львов, птиц, диковинных зверей и причудливым орнаментом. Особенно богато убрана южная стена собора, выходящая на большую городскую площадь.

Реставрационные работы, проделанные в XX в., вернули зданию облик XIII—XVII столетий. Сохранились фрагменты живописи того времени. Привлекает внимание иконостас собора — пять ярусов икон образуют высокую стену. На золоченом фоне четко выделяются фигуры святых. «Златые врата» собора сделаны из массивных досок и окованы изнутри железом, а снаружи — листами меди. На каждой из дверей по 28 квадратов с изображением евангельских сцен.

Среди соборной утвари привлекают особое внимание большой выносной фонарь в виде пятиглавого храма и многосвечное паникадило — дар князя И.И. Шуйского, брата царя Василия Шуйского.

Напротив Рождественского собора в 1635 г. была возведена колокольня — восьмигранный столп-монумент, завершающийся высоким шатром. В конце XVII в. на колокольне установили куранты с часовым, четвертным и минутным боем.

Рождественский собор строился в самые лучшие для Суздаля времена — город был в то время столицей княжества. Позднее Суздаль вошел в княжество Владимирское и потерял столичный статус. Но это не отразилось на его дальнейшем развитии. И лишь нападение орды Батыя в 1238 г. все изменило в жизни города почти на два столетия. Татары долго осаждали город. После ожесточенного сопротивления он был взят, разграблен и сожжен. Но суздальцы не смирились с создавшимся положением и уже в 1262 г. участвовали в восстании городов северо-востока против захватчиков.

Даже в сложных условиях жизни под властью татар в городе были основаны Спасо-Евфимиевский и Покровский монастыри. Деревянные постройки монастырей не сохранились, но в дальнейшем они возродились в камне и стали крупнейшими на Суздальской земле.

Вид на Суздаль. Рождественский соборПодниматься из пепла после разорения татарами городу было тяжело. Положение осложнялось еще и тем, что суздальские князья вели борьбу с Москвой за свою независимость. В середине XIV в. они объединились с нижегородскими князьями и образовали Суздальско-Нижегородское княжество со столицей в Нижнем Новгороде, но к концу столетия оно пало и Суздаль потерял свое политическое значение, оставаясь крупным религиозным центром. Теперь город входил в Московское княжество, которое собирало земли в единое государство.

Строительство в Суздале еще долгие годы было деревянным. Это касалось как жилых домов, так и монастырей, возводившихся на важнейших подступах к городу. И только в XV в. суздальцы опять смогли продолжить каменное строительство, сооружая новые и расширяя старые ансамбли.

C XIII в. в городе появились и стали постепенно разрастаться еще три монастыря — Александровский, Васильевский и Ризоположенский. От Александровского, основанного, по преданию, Александром Невским, сохранился до наших дней лишь Вознесенский храм. Он был построен на месте более древнего на средства матери Петра I Натальи Нарышкиной в XVII в. Колокольня в монастыре — того же времени.

На территории ныне действующего Васильевского монастыря, расположенного на окраине города, по дороге к селу Кидекша возвышаются строения XVII в. — Васильевский собор и Сретенская церковь. Уцелели часть ограды конца XVII в. и трапезная Сретенской церкви того же времени.

Ризоположенский монастырь имеет сегодня два древних строения: к XVI в. относится строгий по архитектуре одноименный собор стремя главами, a к XVII в. — богато украшенные Святые ворота, построенные суздальскими мастерами Иваном Маминым, Андреем Шмаковым и Иваном Грязновым.
Высокая колокольня монастыря возведена в начале XIX в. Считается, что так горожане пожелали увековечить память о победах русских солдат в Отечественной войне 1812 г.

В период интенсивного строительства в Суздале (XVI — XVII вв.) город украсили каменные Архиерейские палаты — жилые дома суздальских церковнослужителей, расположенные рядом с Рождественским храмом. Этот жилой ансамбль формировался почти 200 лет и свой окончательный вид приобрел на рубеже XVII—XVIII вв, при суздальском митрополите Илларионе. Сегодняшнее убранство палат, восстановленное по старым описаниям, соответствует тому периоду.

С XVI в. отстраиваются ансамбли знаменитых в будущем суздальских монастырей — Покровского и Спасо-Евфимиевского. В 1518 г. был построен главный храм Покровского монастыря — Покровский собор, отличающийся своей монументальностью. Особым переходом Покровский собор связан с шатровой колокольней, сооруженной в несколько этапов в XVI—XVII вв. К северу от собора в 1551 г. была возведена Зачатьевская трапезная церковь.

Постройка выделяется среди других необычной техникой кладки и узором. Ученые предполагают, что в строительстве участвовали польские мастера. К трапезной примыкает оригинальная шестигранная звонница, напоминающая о деревянном русском зодчестве. Ансамбль собора необычайно красиво вписан в природную среду. Не сразу верится, что для многих людей он стал тюрьмой.

На берегу реки Каменки, на окраине города, расположен самый большой на Суздальской земле монастырь — Спасо-Евфимиевский. Основан он был еще в XIV в., но не сохранился полностью, а в XVI -XVII вв. на месте древних построек начали возводиться каменные сооружения — стены с бойницами и башнями, храмы. Шапки падали у богомольцев, когда смотрели они на высокую Проездную башню. Главным культовым зданием монастыря стал Спасо-Преображенский собор, его наружное декоративное оформление выдержано в традициях владимиро-суздальской школы. Во внутреннем оформлении сохранилась настенная живопись известных на Руси мастеров Гурия Никитина и Силы Савина.

Рядом с собором возведена звонница. По дате постройки можно судить о том, что она появилась в связи с празднованием рождения единственного сына Василия III — будущего царя Ивана Грозного.

Маленькая церквушка сооружена над гробницей игумена Евфимия, давшего имя монастырю.

Историк Ананий Федоров так писал о Спасо-Евфимиевском монастыре в XVIII в.: «Стоит, красуясь своими строениями, яко град». Однако в XVIII в. этот монастырь имел и худую славу. Екатерина Великая использовала его как государственную тюрьму, где томились участники пугачевского бунта. В 1829 г. здесь умер декабрист Ф. Шаховской. С 1830 по 1905г. в тюрьму заключали только лиц духовного звания. С 1943 по 1946 г. здесь был лагерь пленных офицеров. Именно в монастырской тюрьме находились генералы 6-й гитлеровской армии, плененной под Сталинградом. Отсюда в 1944 г на фронт отправился сформированный офицерский корпус румынской дивизии воевать с фашистами. Сейчас в монастыре размещена выставка материалов о событиях тех лет.

Первая половина XVII в. — годы Смутного времени в России — была трудной и для Суздаля. Его дважды разоряли поляки, нападали на город крымские татары, горожане пережили пожар, жизни половины населения унесли эпидемии болезней.

Однако во второй половине столетия город опять достиг экономического процветания. Ведется строительство стен и башен кремля, появляются новые здания монастырей. Суздальские каменщики и кирпичники прославились по всей Руси.

В XVIII в., когда монастыри утратили свое экономическое могущество, строительство в городе поддержали купцы и посадские люди. В течение столетия было возведено более 30 приходских храмов. Значительная часть городских деревянных строений сгорела при пожаре 1719 г. Восстанавливали Суздаль уже в камне.

В XVIII в. у города появился свой герб — птица сокол на сине-красном фоне. В 1796 г. образовалась Владимирская губерния, и Суздаль стал ее уездным центром.

В XIX в. в городе еще продолжалось строительство, но торговля и промышленность развивались мало. Существовали только кустарные мастерские. Жители Суздаля занимались в основном садоводством и огородничеством. Железная дорога, соединившая Владимир с Нижним Новгородом, обошла Суздаль стороной. Постепенно он стал ремесленным и купеческим городом, центром церковно-религиозного просвещения.

Деревянную архитектуру Суздальской земли XVIII — XIX вв. можно увидеть сегодня в Музее деревянного зодчества и крестьянского быта. Здесь стоят церковь Николы из села Глотова, крестьянские избы и т. д.

На Суздальской земле — в Кидекше, что в 5 километрах от города, — находится самый ранний архитектурный памятник Северо-Восточной Руси — белокаменный храм Бориса и Глеба, построенный в 1152 г. в княжеской резиденции Юрия Долгорукого. Эго монументальное здание со строгим оформлением фасадов. В архитектуре храма заметны следы переделок XVI-XVII вв., но внутри сохранились фрагменты фресок XI в. В полукруглых нишах стен позднее были установлены гробницы сына Юрия Долгорукого — Бориса и его жены. Позднее в состав архитектурного ансамбля вошли еще шатровая колокольня XVIII в., церковь Стефана 1780 г., каменная ограда.

Музей деревянного зодчестваВ наши дни Суздаль — центр района во Владимирской области. Его памятники архитектуры и культуры входят в состав Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. В городе создан туристический центр с гостиницами, мотелем, кафе, рестораном, концертным залом, плавательным бассейном и сауной.  Он имеет награду от Международной федерации журналистов «Золотое яблоко» за сохранение и реставрацию памятников, использование их в интересах туризма.

Суздальцы гордятся тем, что их земля дала России известного летописца XVI в. Лаврентия, героя войны 1612 г. Дмитрия Пожарского, химика Д. Виноградова, декабриста Ф. Шаховского и многих других талантливых и преданных России людей.

Здесь снимаются исторические фильмы, проводятся фестивали и конкурсы, сюда съезжаются художники и музыканты, всегда много туристов. Еще в 1967 г, Суздаль был объявлен туристическим центром России и городом-заповедником. Туристический центр города отмечен международными призами в 1994 г, 1995г, 1997 г.

Суздаль стал для всего мира городом-музеем, рассказывающим о далеких временах, талантливых мастеровых людях, православных жителях Северо-Восточной Руси, о ярких страницах истории нашего государства.

Как доехать до Суздаля

На автобусе

Автобусы Москва-Суздаль отправляются с Щелковского автовокзала. Можно ехать на на «коммерческих» автобусах до Иваново, которые отправляются каждые полчаса (отдельная касса-киоск, где покупаешь билеты, 20 метров прямо от выхода из метро, выходить из первого вагона налево, в переходе направо). Есть автобусы, отправляющиеся с автовокзала по расписанию и на них есть предварительная продажа билетов.

На автомобиле

По Щелковскому шоссе: Москва — Черноголовка — Киржач — Кольчугино — Юрьев-Польский — Старый Двор — Суздаль.

Двигаемся по указателям «Черноголовка» до Черноголовки. После въезда в Черноголовку на круге поворачиваем налево, далее по указателям «Киржач», «Кольчугино». Проезжаем Киржач, в выходные там перекрыто движение по главной улице из-за рынка, объезжаем по указателям по параллельной.

Кольчугино проезжается без проблем по указателям на «Юрьев-Польский». Надо иметь в виду, что сначала нужно свернуть налево на объездную Кольчугино и только через 3-4 км направо в город. На этом участке в первой же деревне очень часто стоит ГИБДД с радаром.

В Юрьеве-Польском сразу после въезда в город надо свернуть направо на полугрунтовую дорогу и по ней объехать город по указателям на «Владимир». С этой дороги надо повернуть направо в месте ее выезда на другую, там, где слева будет мост — под него не надо — это возврат в город. Далее до Старого Двора, там будет поворот налево, и 25 км до Суздаля.

По Горьковскому шоссе: Выезд из Москвы с Шоссе Энтузиастов на трассу Москва — Нижний Новгород (М7). Далее прямо по указателям «Владимир» или «Нижний Новгород» до въезда во Владимир. Внимание! Построена новая объездная дорога Владимира (она проходит южнее города) На нее сворачивать не надо — прямо!

Далее уходим налево на объездную Владимира по указателям «Иваново». По ней надо ехать примерно километров 7-8 до указателя «Иваново», «Суздаль» налево. Поворачиваем и едем прямо вплоть до объездной Суздаля, где проезжаем прямо по указателю «Суздаль».