В разное время и у разных народов с грибами было связано много легенд, тайн и суеверий. Людей поражало и ставило в тупик само внезапное появление грибов, казалось бы, из ничего. Его связывали с действием росы, ударом молнии, испарениями гниющей органики, относили его просто к игре природы и т. п. Само собой, прежде всего грибам приписывали божественное происхождение.
В одном из немецких травников XVI века о них сказано так: грибы называются детьми богов, ибо родятся они без семян, не так, как другие. Были и альтернативные утверждения, что грибы — это изобретение дьявола. На Чукотке археологами среди наскальных рисунков обнаружены изображения человекоподобных мухоморов. Это, безусловно, связано с бытовавшим обычаем среди шаманов во время религиозных обрядов поедать мухоморы, вызывавшие у них галлюцинации.
Викинги, согласно летописям, перед битвой также ели мухоморы, сильно возбуждались и бесстрашно бросались в бой. Еще древние римляне знали о ядовитых свойствах грибов и нередко использовали их в своей борьбе за власть как бесшумное и безотказное оружие.
Утверждают, что грибами были отравлены французский король Карл VI, император Иовиан, Папа римский Климент УII, император Клавдий. Кстати, последнему преподнесла их его жена Агриппина, мать будущего императора Нерона. Бледной поганкой был отравлен Эврипид — друг Сократа.
А сколько загадочного связано с так называемыми «ведьмиными кольцами»! Вдруг в лесу грибы начинали расти кругом, в середине которого нe было не только грибов, но и травы. Круг с каждым годом увеличивался и достигал 10—30 м, и даже 200 м в диаметре.
Возраст таких больших кругов исчисляется в 50—50 и даже 800 лет. Круг могли образовать дождевики, рыжики, лисички, шампиньоны, мухоморы, луговые опенки и другие грибы. Люди считали, что в кругу ночью собираются ведьмы, ведут свой хоровод, а потом садятся на личные транспортные средства в виде ступы с метлой и разлетаются по белому свету вершить колдовские дела.
Было и другое мнение, более интересное: грибные круги указывают на места хранения заколдованных кладов. Но, чтобы найти и выкопать клал, нужно сначала найти разрыв-траву и натереть ею глаза, чтобы увидеть клад. Дело осложнялось тем, что разрыв-траву надо было найти во время цветения. А цвела она только в полночь на Иванов день. Цвела трава очень непродолжительное время, и никто не успевал прочитать нужные для этом случая три молитвы. Поэтому и заколдованного клада в ведьминых кольцах никто пока не находил.
В Голландии считали, что в этих кругах черти собираются по ночам и взбивают масло, а поэтому пасти коров в кругах нельзя, чтобы не испортить молоко. Те, кто не верил в чертей, высказывали предположение, что кольца могли образоваться от удара молнии. И только в начале ХIХ века ученые установили, что круги образуются от разрастания грибницы, которая постепенно отмирает в центре и растет по краям. Так было покончено с одной из грибных тайн и развеяно ее суеверное объяснение.
Еще одна тайна, связанная с «волшебными», грибами, оказалась куда более живучей. Долгое время ее не могли объяснить ученые и поэтому она жила. Суть тайны заключалась в том, что в горных районах Мексики индейцы ночью ели «божественные», «волшебные» грибы, впадали в забытье и полузабытье, видели старые красочные индейские орнаменты и картины из жизни своего прошлого
Тайна «волшебных» грибов длилась долго. Первые описания этих грибов дал испанский монах в XVI веке. Он сообщил, что индейцы страны ацтеков во время различных обрядов употребляли какие-то «волшебные» грибы, вызывающие опьянение и галлюцинации.
Грибы помогали жрецам устанавливать причины болезней и находить методы лечения. Подобные сведения бытовали почти до ХХ века. Многие в существование таких грибов не верили. Но в 1936 году один из путешественников сделал открытие: установил, что на юге Мексики до сих пор существуют таинственные языческие ночные обряды, во время которых туземцы едят какие-то сырые грибы и видят различные картины далекого прошлого.
Через несколько лет этими грибами заинтересовались американские путешественники Джон Уоссон и его жена Вера Павловна. Они много лет увлекались научной этномикологией, то есть изучали влияние грибов на развитие культуры народов, И вот в 1953 году они прибыли в Мексику. Индейцы отнеслись к ним е большой настороженностью. Но исследователи были терпеливы и настойчивы. Они поселились в индейской деревушке и стали ждать случая.
Случай пришел. У шамана заболел ребенок, а Вера Павловна была детским врачом и оказала ребенку своевременную помощь. Ребенок выздоровел. Отношения к пришельцам потеплели. Однако к тайне грибов они смогли продвинуться только через 2 года. Уоссона допустили присутствовать при тайном «грибном» обряде.
Это был первый белый человек, которому разрешили попробовать «волшебных», или «божественных», грибов. Под руководством старой шаманки в полутемной хижине присутствовавшие на обряде съели сырые грибы. Шаманка, раскачиваясь из стороны в сторону, рассказывала о своих видениях монотонным пением. Через некоторое время все присутствующие впали в какое-то странное полузабытье.
Уоссон пытался бороться с этим состоянием, но безуспешно. Сначала он увидел цветные иидейские орнаменты, затем полузабытые эпизоды своего детства. Обряд продолжался до утра, пока все не уснули. Так были получены данные о действительном существовании «волшебных» грибов. Однако Уоссону не поверили. Уж слишком долго шли разговоры об этих грибах. И вот организуется новая экспедиция.
Для участия в ней приглашается французский миколог специалист по грибам. Как все происходило, трудно сказать, но грибы были привезены и опробованы. Случилось чудо. Люди, никогда не видевшие индейских орнаментов, характерных цветных украшений одежды и жилищ, увидели их со всей ясностью. Значит, необыкновенные грибы действительно есть.
Ученые стали искать ответ: что же так действует на человеческий организм, какое химическое вещество? Но столкнулись с трудностями — грибы не действовали на подопытных животных. Пришлось проводить опыты на себе. К изучению необыкновенных грибов подключились, кроме химиков, фармакологи и психиатры. Мексиканские грибы стали выращивать. И вскоре действующее начало было найдено.
Надо полагать, что ученым в какой-то мере помогли еще и пауки. Если их накормить определенным химическим веществом, то они изменяют рисунок паутины и делают его характерным только для этого вещества. Значит, и древние индейцы, жившие много столетий назад, наелись мексиканских грибов, видели определенные картины, воспроизводили их на своих одеждах, жилищах и домашней утвари в тех же красках.
А живущие сейчас, и в том числе исследователи, видели не картины жизни своих далеких предков, а картины собственной жизни, созданные грибами, вернее, теми химическими веществами, которые содержатся в данных грибах. Одновременно с этим вспоминаются забытые эпизоды из своей жизни.
Сейчас вещество, содержащееся в грибах, получено синтетическим путем и названо псилоцибином. Так перестала существовать тайна «волшебных» грибов.